MLIHIICTEP
C
TB O IIP O CBE III EH
TIfl
PO
CC[fr CKOfr ON4EPAIIVLI
MunucrepcrBo o6ulero u npoQeccnoHaJrbHoro
o6pa3oBaHuq pocroscrcofi
o6.rracrH
MynuqnrlaJrbHoe yqper(AeHue vnpaBJrenrre o6pasonanuq
MnrJrepoBcKoro
pafiona
MEOY TyponepoBcKan OOru
PACCMOTPEHO
CO|JIACOBAHO
na lleAarornqecKoM
3ayqcrurenb AzpeKropa
coBeTe
Ile4coner
2024 r.
J\!l or (30)
0g
or <30> aBrycra 2024 r.
PABOIIA.g ilPOTPAMMA
(rD 4s7904s)
yve6noro [peAMera <)
4rt.a
o6yuarculuxcr 3 rclacca
x. TyponepoB 2024
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайка»
для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта НОО, разработана на основе примерной программы внеурочной
деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник
программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :
Вентана - Граф, 2011./.
Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредотачивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические
закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и
из развѐрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС
НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы и средства обучения
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весѐлый счѐт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки»
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и
др.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего
школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических
игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость)
используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на
известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей,
выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному
результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система
специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых
геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных
геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их
использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для
выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и
картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными
инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания
великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами
составления и разгадывания
математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых
математических фокусов.
Обучающийся
получит
возможность
научиться:
-преобразовывать неравенства в равенства,
составленные из чисел, сложенных из палочек в
виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и
старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого
умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объѐм
окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические
ребусы, головоломки, фокусы.
№
1
2
3
4
5-6
7
Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор
Геометрия вокруг
нас
Волшебные
переливания
В царстве
смекалки
«Шаг в будущее»
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трѐхзначных чисел с
помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,
... , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... ,
900.
Конструирование многоугольников из одинаковых
треугольников.
Задачи на переливание.
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор
информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник»,
8-9
10
11-12
«Спичечный»
конструктор
Числовые
головоломки
Интеллектуальная
разминка
13
Математические
фокусы
14
Математические
игры
15
Секреты чисел
16
Математическая
копилка
Математическое
путешествие
17
18
19
Выбери маршрут
Числовые головоломки
20-21
В царстве смекалки
22
Мир занимательных
задач
23
Геометрический
калейдоскоп
24
Интеллектуальная
разминка
«Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из
электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
(без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3,
4, ... , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Числовые
головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми
цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из
жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа
вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий —
вычитает 160, а четвѐртый — прибавляет 150. Решения и
ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 =
520 520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определѐнном транспорте по
выбранному маршруту, например «Золотое кольцо»
России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Конструирование из деталей танграма: без
разбиения изображения на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
25
26-27
Разверни листок
От секунды до
столетия
28
Числовые головоломки
29
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические
фокусы
32-33
Энциклопедия
математических
развлечений
34
Математический
лабиринт
Итого: 34 ч
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя,
год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной
минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране,
мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за
одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление
различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин,
вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трѐхзначного числа на
однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации (детские
познавательные журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному конкурсу
«Кенгуру».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Кол-во часов
1
Дата
02.09
1
1
1
1
1
1
1
1
1
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Энциклопедия математических развлечений
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Итого: 33 ч
Список литературы:
«Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности
: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.