Mr4Hr,r c rE
p
c rB
o
rrp o c B E rII
MuuucrepcrBo o6Iuero
r.r
E
H LrA p o
cc nft c n o ff o pAEpArlrdr,r
npo$eccrroHaJrbHoro o6paronaur.rq Pocroscrcofi
o6.nacru
Myn uqu
rIaJI bHoe yqpe?rt4eu
ue VnpaBJreH rre oOparonanuq Mu.rrJrepoBcKoro
paHoHa
MBOY TyponepoBcKaq OOIII
PACCMOTPEHO
CO|NACOBAHO
ua lle.uaroruqecKoro
3
aMecl4qenb ALIpFKropa
coBeTe
fle.uconer JS 1 or <30>
aBrycra 2024 r.
Ps6uesaI4.VI.
or <30> aBrycra 2024 r.
llpn
PAEOIIAfl IIPOTPAMMA
(rD 4s79080)
yveduoro rpeAMera <>
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского
района
МБОУ Туроверовская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогического
совете
заместитель директора
Директор школы
________________________ ________________________
Рябцева И.И.
Лаптуров В.И.
Приказ № 1 от «30» августа
Лаптуров В.И. Приказ № 1 от «31»
августа
2024
г.
2024 г.
Педсовет № 1 от «30»
августа 2024 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4579080)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 классa
х. Туроверов 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определѐнному этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, еѐ состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолѐта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображѐнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинѐнного;
оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учѐтом этики
общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ
проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развѐрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
х и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
1.3
Страны и народы мира.
4
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
2.1
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
11
1
1
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
1
2.5
Природные сообщества
3
1
2.6
Человек - часть природы
5
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
6
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Безопасная информационная среда
2
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
1
4
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоѐм
1
5
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
6
Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения
7
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
1
8
Что такое общество?
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
03.09.2024
04.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
10.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
11.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
17.09.2024
1
18.09.2024
1
24.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
25.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
9
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России
1
10
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
1
11
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
13
Твѐрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
14
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
15
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
16
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
17
Распространение воды в природе:
1
01.10.2024
02.10.2024
08.10.2024
1
09.10.2024
1
15.10.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
16.10.2024
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840c392
22.10.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
23.10.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
06.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
водоѐмы, реки. Круговорот воды в
природе
18
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
19
Почва, еѐ состав. Значение для
живой природы
1
20
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
21
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
1
22
Растение как живой организм
1
23
Как растения размножаются?
1
24
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
25
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
1
26
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
1
27
Особенности питания животных.
Цепи питания
1
12.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
13.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
19.11.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
20.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
26.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
27.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
1
03.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
04.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
10.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
11.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
28
Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей
1
29
Роль животных в природе и жизни
людей
1
30
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
31
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
1
32
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"
1
33
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
34
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
35
Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека
1
36
Опорно-двигательная система и еѐ
роль в жизни человека
1
37
Пищеварительная система и еѐ роль
в жизни человека
1
38
Дыхательная система и еѐ роль в
жизни человека
1
39
Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека
1
17.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
18.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
24.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
25.12.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
28.12.2024
1
14.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
15.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
21.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
22.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
28.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
29.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
04.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
40
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
41
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
42
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"
1
43
Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме
1
44
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
1
45
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
1
46
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
1
47
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
48
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
1
49
Горная порода как соединение
1
05.02.2025
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
11.02.2025
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
12.02.2025
1
18.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
19.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
25.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
26.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
04.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
05.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
11.03.2025
Библиотека ЦОК
разных минералов. Примеры
минералов
https://m.edsoo.ru/f8412706
50
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
51
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона
1
52
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
53
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве
1
54
Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет
55
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
1
56
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
57
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
1
58
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
1
59
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
12.03.2025
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
18.03.2025
1
1
19.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
02.04.2025
08.04.2025
1
09.04.2025
15.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
16.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
22.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
23.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
60
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
61
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)
1
62
Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)
1
63
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
64
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
65
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
66
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона
67
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
29.04.2025
1
30.04.2025
06.05.2025
07.05.2025
13.05.2025
1
14.05.2025
1
20.05.2025
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
21.05.2025
1
1
67
4
6
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Как человек изучает окружающую
природу?
1
2
Солнце - звезда
1
3
Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли
1
4
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)
1
1
5
Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времѐн года
1
1
6
Историческое время. Что такое
«лента времени»?
1
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы
1
8
Всемирное культурное наследие
России
1
9
Природные и культурные объекты
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a
Библиотека ЦОК
Всемирного наследия в России
https://m.edsoo.ru/f841580c
10
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
11
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
12
Всемирное культурное наследие
1
13
Охрана историко-культурного
наследия
1
14
О вредных для здоровья привычках
1
15
Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет
1
16
Планирование маршрутов с учѐтом
транспортной инфраструктуры
населѐнного пункта
1
17
Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах
1
18
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки
1
19
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)
1
20
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58
место нахождения на карте)
21
Водоѐмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоѐмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоѐмов в
России
1
22
Река как водный поток
1
23
Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте
1
24
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне
1
25
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне
1
26
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
1
27
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
1
28
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне
1
29
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
30
Водоѐмы и реки родного края
1
31
Использование рек и водоѐмов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоѐмов
32
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
1
33
Искусственные водоѐмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
34
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоѐмы"
1
1
35
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"
1
1
36
Человек - творец культурных
ценностей
1
37
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
38
Резервный урок. Новое время
1
39
Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня
1
40
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
41
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
42
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
1
43
Московское государство. Страницы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894
общественной и культурной жизни в
Московском государстве
44
Образование и культура в
Московском государстве
1
45
Страницы истории Российской
империи. Пѐтр I
1
46
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту
1
47
Образование в Российской империи
1
48
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
49
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века
1
50
Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей
1
51
Страницы истории России ХХ века
1
52
Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…
1
53
Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения
1
54
Всѐ для фронта – всѐ для победы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
55
Взятие Берлина. Парад Победы
1
56
Мы живѐм в Российской Федерации
1
57
Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России
1
58
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
59
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение
1
60
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребѐнка
1
61
Государственные праздники России
1
62
Праздник в жизни общества и
человека
1
63
Праздники и памятные даты своего
региона
1
64
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края
1
65
Наша малая Родина: главный город
1
66
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
67
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"
1
1
68
Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе
1
1
68
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями
1
2
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
1
3
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха
1
4
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
5
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
1
6
Наша страна – Россия, Российская
Федерация
1
7
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
1
8
Столица России - Москва.
Достопримечательности Москвы
1
9
Народы России. Народов дружная семья
1
10
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
название
11
Путешествие по родному краю
1
12
Культурные объекты родного края
1
13
Труд людей родного края
1
14
Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде, предметах
быта, игрушках
1
15
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
16
Мы идѐм в театр
1
17
Резервный урок. Семейные традиции.
Труд и отдых в семье
1
18
Резервный урок. Культура народов
России. Фольклор народов России
1
19
Резервный урок. Культура народов
России. Декоративное искусство народов
России
1
20
Что такое окружающий мир. Что природа
даѐт человеку?
1
21
Значение природы в жизни людей:
природа кормит, лечит
1
22
Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
1
23
Явления и объекты неживой природы
1
24
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
1
выделение различий
25
Наблюдаем за погодой. Анализ
результатов наблюдений
1
26
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
1
27
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
1
28
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира осенью
1
29
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой
1
30
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной
1
31
Труд и быт людей в разные времена года
1
32
Прогулки на природе. Правила поведения
1
33
Что мы знаем о растениях?
1
34
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края
1
35
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края
1
36
Дикорастущие и культурные растения
1
1
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
37
Как растение живет?
1
38
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
1
39
Растения нашего уголка природы:
узнавание, называние, краткое описание
1
40
Комнатные растения. Растения в твоем
доме: краткое описание
1
41
Как мы ухаживаем за растениями уголка
природы (практическая работа)
1
42
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
1
43
Каких зверей мы знаем? Мир животных:
звери (узнавание, называние, сравнение,
краткое описание)
1
44
Какие звери живут в морях и океанах?
Звери морские: узнавание, называние,
краткое описание
1
45
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детенышах
1
46
Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
1
47
Насекомые: сравнение, краткое описание
1
1
внешнего вида
48
Мир животных: птицы (узнавание,
называние) Главная особенность этой
группы животных
1
49
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания,
способа питания
1
50
Мир животных: рыбы пресных и соленых
водоемов (сравнение, краткое описание)
1
51
Мир животных: земноводные (узнавание,
называние, краткое описание). Главная
особенность этой группы животных
1
52
Земноводные: как они размножаются.
Развитие лягушки от икры до икры:
анализ схемы
1
53
Мир животных: пресмыкающиеся
(узнавание, называние, краткое
описание). Главная особенность этой
группы животных
1
54
Поговорим о пресмыкающихся, которые
живут в жарких странах.
Пресмыкающиеся жарких стран
(узнавание, называние, краткое описание)
1
55
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
1
56
Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
животных
1
57
Резервный урок. Времена года:
наблюдения за особенностью погоды,
жизнью растительного и животного мира
лета
1
58
Резервный урок. Где живут насекомые?
Насекомые: место обитания, питание
1
59
Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
1
60
Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и развитие
ребенка 6-7 лет. Правила поведения за
столом
1
61
Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
1
62
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
1
63
[[Ты – пешеход!
1
64
Знаки дорожного движения
1
65
Знакомься: электронные ресурсы школы
1
66
Резервный урок. Правила использования
электронных устройств
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
0
2
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Наша Родина - Россия, Российская
Федерация
1
2
Москва - столица России. Герб Москвы
1
3
Достопримечательности Москвы:
Большой театр, МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В. Образцова
1
4
Страницы истории: как Москва строилась
1
5
Санкт-Петербург - северная столица.
Достопримечательности города
1
6
Народы России. Народы Севера:
традиции, обычаи, праздники
1
7
Народы Поволжья и других территорий
РФ: традиции, обычаи, праздники
1
8
Родной край, его природные
достопримечательности
1
9
Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки
1
10
Наш регион, какой он? Культура родного
края Родной край, его культурные
достопримечательности
1
11
Мир профессий жителей нашего региона
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
12
Зачем человек трудится? Ценность труда
и трудолюбия
1
13
Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения
1
14
Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи
1
15
Правила культурного поведения в
общественных местах: кинотеатре, театре,
торговом центре, музее
1
16
Главные правила взаимоотношений
членов общества: доброта,
справедливость, честность, уважение к
чужому мнению
1
17
Резервный урок. Древние кремлевские
города: Нижний Новгород, Псков,
Смоленск
1
18
Резервный урок. Взаимоотношения
членов семьи: отношение к детям и
старшему поколению
1
19
Резервный урок.Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и общество"
1
20
Как человек познает окружающую
природу? Особенности разных методов
познания окружающего мира
1
21
Звездное небо: звезды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая
1
1
характеристика)
22
Земля – живая планета Солнечной
системы
1
23
Почему на Земле есть жизнь? Условия
жизни на Земле
1
24
Модели Земли. Практическая работа
1
25
Ориентирование на местности.
Практическая работа
1
1
26
Ориентирование на местности с
использованием компаса. Практическая
работа
1
1
27
Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду. Сравнение
растений разных климатических условий
1
28
Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое описание)
1
29
Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия
1
30
Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание
1
31
Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни (называние,
краткое описание)
1
32
Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой
1
33
Зависимость жизни растений от
1
состояния неживой природы. Жизнь
растений весной и летом
34
Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия
1
35
Многообразие животных родного края и
разных территорий России
1
36
Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
1
37
Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
1
38
Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
1
39
Мир животных: земноводные.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
1
40
Мир животных: пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание (общая
характеристика признаков)
1
41
Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
1
называние, описание
42
Животные и их потомство Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных
1
43
Связи в природе: зависимость изменений
в живой природе от изменений в неживой
природе
1
44
Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных осенью и
зимой
1
45
Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
летом
1
46
Красная книга России. Ее значение в
сохранении и охране редких растений и
животных
1
47
Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира
региона): узнавание, называние и
описание
1
48
Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей животного мира региона):
узнавание, называние и описание
1
49
Заповедники: значение для охраны
природы
1
50
Какие задачи решают сотрудники
1
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника
51
Заповедники Севера России (Остров
Врангеля, Большой Арктический
заповедник)
1
52
Заповедники Юга России (Кавказский
заповедник)
1
53
Заповедники Сибири (Байкальский
заповедник, Саяно-Шушенский
заповедник)
1
54
Резервный урок. Дикорастущие и
культурные растения родного края
1
55
Резервный урок.Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и природа"
1
56
Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности
1
57
Рациональное питание: количество
приемов пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье ребенка
1
58
Физическая культура. Игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления
здоровья
1
59
Закаливание. Значение закаливания для
укрепления здоровья. Средства и правила
проведения закаливающих процедур
1
60
Правила безопасности в школе: маршрут
1
1
до школы, поведение на занятиях,
переменах, при приеме пищи; на
пришкольной территории
61
Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи.
Номера телефонов экстренной помощи
1
62
Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых
площадках; езда на велосипедах (санках,
самокатах) и качелях
1
63
Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта
1
64
Знаки безопасности на общественном
транспорте
1
65
Правила безопасного поведения
пассажира метро. Знаки безопасности в
метро
1
66
Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время
пользования, обязательность отдыха и
другие
1
67
Безопасное пользование Интернетом
1
68
Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения во 2 классе
1
1
68
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Что такое общество?
1
2
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России
1
3
Родной край – малая родина
1
4
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
5
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
1
6
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
1
7
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона
1
8
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Ростов
Великий, Переславль-Залесский
1
https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412d5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841427c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84134bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
9
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Суздаль,
Сергиев Посад, Ярославль
1
10
Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России. Традиции
воспитания трудолюбия у детей
разных народов нашей страны
1
11
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве
1
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
1
13
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
1
14
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
15
Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи
1
16
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
17
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841213e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841314c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841481c
18
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
19
Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)
1
20
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)
1
21
Резервный урок. Семья: традиции,
праздники
1
22
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"
1
23
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
24
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
1
25
Твердые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
1
26
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
27
Распространение воды в природе:
водоемы, реки. Круговорот воды в
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414650
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84149d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414b6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c9c8
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840cce8
https://m.edsoo.ru/f840cb62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
природе
28
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
29
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
1
30
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
31
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
1
32
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
Библиотека ЦОК
33
Почва, еѐ состав
34
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
35
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
36
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
1
37
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
1
1
https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
наблюдения)
38
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
39
Растение как живой организм
1
40
Как растения размножаются?
1
41
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
42
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений)
1
43
Жизнь животных в разные времена
года
1
44
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
1
45
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
46
Как животные питаются?
1
47
Особенности дыхания животных
разных классов (звери –легкие; рыбы
- жабры; насекомые – трахеи)
1
48
Размножение и развитие рыб, птиц,
земноводных
1
49
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f0b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412b98
основе результатов наблюдений и
работы с информацией
Библиотека ЦОК
50
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем, степь
1
51
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
1
52
Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения
1
53
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
54
Опорно-двигательная система и ее
роль в жизни человека
1
55
Дыхательная система и ее роль в
жизни человека
1
56
Пищеварительная система и ее роль
в жизни человека
1
57
Кровеносная и нервная система и ее
роль в жизни человека
1
58
Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека
1
59
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Многообразие растений и
1
https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410122
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78
1
животных"
60
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"
1
61
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
1
62
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
1
63
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части
1
64
Знаки безопасности во дворе жилого
дома
1
65
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
1
66
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
1
67
Безопасная информационная среда
1
68
Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 3 классе
1
1
68
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
2
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России
1
2
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка
1
3
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края
1
4
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
5
Наша малая Родина: главный город
1
6
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
7
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
8
Праздник в жизни общества и
человека
1
9
Государственные праздники России
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
https://m.edsoo.ru/f841d188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e664
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e4c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e876
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
10
Праздники и памятные даты своего
региона
1
11
Историческое время. Что такое
«лента времени»?
1
12
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
13
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
1
14
Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве
1
15
Образование и культура в
Московском государстве
1
16
Страницы истории Российской
империи. Пѐтр 1
1
17
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту
1
18
Образование в Российской империи
1
19
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
20
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418bb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a082
https://m.edsoo.ru/f841a262
https://m.edsoo.ru/f8419894
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419e7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b694
композиторы и художники XIX века
21
Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b89c
Библиотека ЦОК
22
Страницы истории России ХХ века
1
23
Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…
1
24
Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения
1
25
Все для фронта – все для победы
1
26
Взятие Берлина. Парад Победы
1
27
Мы живѐм в Российской Федерации
1
28
Человек - творец культурных
ценностей
1
29
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
30
Всемирное культурное наследие
России
1
31
Всемирное культурное наследие
1
32
Охрана историко-культурного
наследия
1
33
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
1
https://m.edsoo.ru/f841bf72
https://m.edsoo.ru/f841c12a
https://m.edsoo.ru/f841c56c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cd14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cf94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ae1a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d516
справедливость и уважение
34
Резервный урок. Летописи и
летописцы. Роль монастырей в
развитии образования народа
1
35
Резервный урок. Культура
Московского государства.
Творчество скоморохов и гусляров,
первые «потешные хоромы», первый
театр
1
36
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"
1
37
Как человек изучает окружающую
природу?
1
38
Солнце - звезда
1
39
Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли
1
40
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)
1
1
41
Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времен года
1
1
42
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a62c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a82a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a
нахождение на карте)
43
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)
1
44
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
45
Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в
России
1
46
Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
47
Река как водный поток
1
48
Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте
1
49
Водоемы и реки родного края
1
50
Использование рек и водоемов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоемов
1
51
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне
1
https://m.edsoo.ru/f8417918
https://m.edsoo.ru/f8417b34
52
Характеристика природных зон
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416806
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417382
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526
Библиотека ЦОК
России: тундра. Связи в природной
зоне
https://m.edsoo.ru/f8417d1e
53
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
54
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
55
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне
1
56
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
1
57
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
58
Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы
1
59
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
1
60
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
61
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоѐмы"
1
1
62
Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"
1
1
63
О вредных для здоровья привычках
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f8417f08
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f84183b8
https://m.edsoo.ru/f84181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418778
https://m.edsoo.ru/f84185ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841546a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84152c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2
64
Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта
1
65
Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах
1
66
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки
1
67
Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет
1
68
Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе
1
1
68
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради 1-4 кл А.А.Плешаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков.
— М.: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com