Окружающий мир 3 класс

Mr4Hr,r c rE

p

c rB

o

rrp o c B E rII

MuuucrepcrBo o6Iuero

r.r

E

H LrA p o

cc nft c n o ff o pAEpArlrdr,r

npo$eccrroHaJrbHoro o6paronaur.rq Pocroscrcofi
o6.nacru

Myn uqu

rIaJI bHoe yqpe?rt4eu

ue VnpaBJreH rre oOparonanuq Mu.rrJrepoBcKoro
paHoHa

MBOY TyponepoBcKaq OOIII

PACCMOTPEHO

CO|NACOBAHO

ua lle.uaroruqecKoro

3

aMecl4qenb ALIpFKropa

coBeTe
fle.uconer JS 1 or <30>
aBrycra 2024 r.

Ps6uesaI4.VI.

or <30> aBrycra 2024 r.

llpn

PAEOIIAfl IIPOTPAMMA
(rD 4s79080)
yveduoro rpeAMera <>

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского
района
МБОУ Туроверовская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогического
совете

заместитель директора

Директор школы

________________________ ________________________

Рябцева И.И.
Лаптуров В.И.
Приказ № 1 от «30» августа
Лаптуров В.И. Приказ № 1 от «31»
августа
2024
г.
2024 г.
Педсовет № 1 от «30»
августа 2024 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4579080)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 классa

х. Туроверов 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определѐнному этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, еѐ состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,

фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолѐта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображѐнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинѐнного;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учѐтом этики
общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
























прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развѐрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;



ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.



х и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
2.1
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

11

1

1

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

1

2.5

Природные сообщества

3

1

2.6

Человек - часть природы

5

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

6

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Безопасная информационная среда

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоѐм

1

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

6

Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа

1

8

Что такое общество?

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

03.09.2024
04.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

10.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

11.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

17.09.2024

1
18.09.2024

1
24.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
25.09.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

13

Твѐрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

17

Распространение воды в природе:

1

01.10.2024

02.10.2024
08.10.2024

1

09.10.2024

1
15.10.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

16.10.2024

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840c392
22.10.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

23.10.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

06.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

водоѐмы, реки. Круговорот воды в
природе
18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

19

Почва, еѐ состав. Значение для
живой природы

1

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

25

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям

1

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

27

Особенности питания животных.
Цепи питания

1

12.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

13.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

19.11.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

20.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

26.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

27.11.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

1

03.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

04.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
10.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

11.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

29

Роль животных в природе и жизни
людей

1

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

31

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

32

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

35

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

36

Опорно-двигательная система и еѐ
роль в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и еѐ роль
в жизни человека

1

38

Дыхательная система и еѐ роль в
жизни человека

1

39

Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека

1

17.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

18.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

24.12.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

25.12.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

28.12.2024
1

14.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

15.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
21.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

22.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

28.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

29.01.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

04.02.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз

42

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"

1

43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома

1

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

1

49

Горная порода как соединение

1

05.02.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

11.02.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

12.02.2025
1
18.02.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

19.02.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

25.02.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

26.02.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

04.03.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

05.03.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
11.03.2025

Библиотека ЦОК

разных минералов. Примеры
минералов

https://m.edsoo.ru/f8412706

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

1

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет

55

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

12.03.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

18.03.2025
1

1

19.03.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

02.04.2025
08.04.2025

1
09.04.2025

15.04.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

16.04.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

22.04.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

23.04.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

66

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

29.04.2025

1

30.04.2025
06.05.2025
07.05.2025
13.05.2025

1
14.05.2025

1
20.05.2025

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

21.05.2025

1

1

67

4

6

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времѐн года

1

1

6

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

8

Всемирное культурное наследие
России

1

9

Природные и культурные объекты

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК

Всемирного наследия в России

https://m.edsoo.ru/f841580c

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с учѐтом
транспортной инфраструктуры
населѐнного пункта

1

17

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

1

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

1

20

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

место нахождения на карте)

21

Водоѐмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоѐмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоѐмов в
России

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне

1

25

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне

1

26

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

1

27

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

1

28

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне

1

29

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

30

Водоѐмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоѐмов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоѐмов
32

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

1

33

Искусственные водоѐмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоѐмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

41

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

43

Московское государство. Страницы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

общественной и культурной жизни в
Московском государстве
44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Страницы истории Российской
империи. Пѐтр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

47

Образование в Российской империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века

1

50

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения

1

54

Всѐ для фронта – всѐ для победы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живѐм в Российской Федерации

1

57

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

58

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребѐнка

1

61

Государственные праздники России

1

62

Праздник в жизни общества и
человека

1

63

Праздники и памятные даты своего
региона

1

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

1

65

Наша малая Родина: главный город

1

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

67

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями

1

2

Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности

1

3

Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха

1

4

Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем

1

5

Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи

1

6

Наша страна – Россия, Российская
Федерация

1

7

Наша Родина: от края и до края. Символы
России

1

8

Столица России - Москва.
Достопримечательности Москвы

1

9

Народы России. Народов дружная семья

1

10

Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

название
11

Путешествие по родному краю

1

12

Культурные объекты родного края

1

13

Труд людей родного края

1

14

Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде, предметах
быта, игрушках

1

15

Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ

1

16

Мы идѐм в театр

1

17

Резервный урок. Семейные традиции.
Труд и отдых в семье

1

18

Резервный урок. Культура народов
России. Фольклор народов России

1

19

Резервный урок. Культура народов
России. Декоративное искусство народов
России

1

20

Что такое окружающий мир. Что природа
даѐт человеку?

1

21

Значение природы в жизни людей:
природа кормит, лечит

1

22

Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество

1

23

Явления и объекты неживой природы

1

24

Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:

1

выделение различий
25

Наблюдаем за погодой. Анализ
результатов наблюдений

1

26

Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды

1

27

Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)

1

28

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира осенью

1

29

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой

1

30

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной

1

31

Труд и быт людей в разные времена года

1

32

Прогулки на природе. Правила поведения

1

33

Что мы знаем о растениях?

1

34

Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края

1

35

Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края

1

36

Дикорастущие и культурные растения

1

1

вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
37

Как растение живет?

1

38

Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения

1

39

Растения нашего уголка природы:
узнавание, называние, краткое описание

1

40

Комнатные растения. Растения в твоем
доме: краткое описание

1

41

Как мы ухаживаем за растениями уголка
природы (практическая работа)

1

42

Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?

1

43

Каких зверей мы знаем? Мир животных:
звери (узнавание, называние, сравнение,
краткое описание)

1

44

Какие звери живут в морях и океанах?
Звери морские: узнавание, называние,
краткое описание

1

45

Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детенышах

1

46

Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных

1

47

Насекомые: сравнение, краткое описание

1

1

внешнего вида
48

Мир животных: птицы (узнавание,
называние) Главная особенность этой
группы животных

1

49

Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания,
способа питания

1

50

Мир животных: рыбы пресных и соленых
водоемов (сравнение, краткое описание)

1

51

Мир животных: земноводные (узнавание,
называние, краткое описание). Главная
особенность этой группы животных

1

52

Земноводные: как они размножаются.
Развитие лягушки от икры до икры:
анализ схемы

1

53

Мир животных: пресмыкающиеся
(узнавание, называние, краткое
описание). Главная особенность этой
группы животных

1

54

Поговорим о пресмыкающихся, которые
живут в жарких странах.
Пресмыкающиеся жарких стран
(узнавание, называние, краткое описание)

1

55

Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни

1

56

Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
животных

1

57

Резервный урок. Времена года:
наблюдения за особенностью погоды,
жизнью растительного и животного мира
лета

1

58

Резервный урок. Где живут насекомые?
Насекомые: место обитания, питание

1

59

Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника

1

60

Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и развитие
ребенка 6-7 лет. Правила поведения за
столом

1

61

Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания

1

62

Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб

1

63

[[Ты – пешеход!

1

64

Знаки дорожного движения

1

65

Знакомься: электронные ресурсы школы

1

66

Резервный урок. Правила использования
электронных устройств

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

0

2

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Наша Родина - Россия, Российская
Федерация

1

2

Москва - столица России. Герб Москвы

1

3

Достопримечательности Москвы:
Большой театр, МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В. Образцова

1

4

Страницы истории: как Москва строилась

1

5

Санкт-Петербург - северная столица.
Достопримечательности города

1

6

Народы России. Народы Севера:
традиции, обычаи, праздники

1

7

Народы Поволжья и других территорий
РФ: традиции, обычаи, праздники

1

8

Родной край, его природные
достопримечательности

1

9

Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки

1

10

Наш регион, какой он? Культура родного
края Родной край, его культурные
достопримечательности

1

11

Мир профессий жителей нашего региона

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Зачем человек трудится? Ценность труда
и трудолюбия

1

13

Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения

1

14

Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи

1

15

Правила культурного поведения в
общественных местах: кинотеатре, театре,
торговом центре, музее

1

16

Главные правила взаимоотношений
членов общества: доброта,
справедливость, честность, уважение к
чужому мнению

1

17

Резервный урок. Древние кремлевские
города: Нижний Новгород, Псков,
Смоленск

1

18

Резервный урок. Взаимоотношения
членов семьи: отношение к детям и
старшему поколению

1

19

Резервный урок.Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и общество"

1

20

Как человек познает окружающую
природу? Особенности разных методов
познания окружающего мира

1

21

Звездное небо: звезды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая

1

1

характеристика)
22

Земля – живая планета Солнечной
системы

1

23

Почему на Земле есть жизнь? Условия
жизни на Земле

1

24

Модели Земли. Практическая работа

1

25

Ориентирование на местности.
Практическая работа

1

1

26

Ориентирование на местности с
использованием компаса. Практическая
работа

1

1

27

Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду. Сравнение
растений разных климатических условий

1

28

Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое описание)

1

29

Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия

1

30

Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание

1

31

Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни (называние,
краткое описание)

1

32

Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой

1

33

Зависимость жизни растений от

1

состояния неживой природы. Жизнь
растений весной и летом
34

Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия

1

35

Многообразие животных родного края и
разных территорий России

1

36

Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

37

Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

38

Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

39

Мир животных: земноводные.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

40

Мир животных: пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание (общая
характеристика признаков)

1

41

Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,

1

называние, описание
42

Животные и их потомство Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных

1

43

Связи в природе: зависимость изменений
в живой природе от изменений в неживой
природе

1

44

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных осенью и
зимой

1

45

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
летом

1

46

Красная книга России. Ее значение в
сохранении и охране редких растений и
животных

1

47

Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира
региона): узнавание, называние и
описание

1

48

Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей животного мира региона):
узнавание, называние и описание

1

49

Заповедники: значение для охраны
природы

1

50

Какие задачи решают сотрудники

1

заповедника. Правила поведения на
территории заповедника
51

Заповедники Севера России (Остров
Врангеля, Большой Арктический
заповедник)

1

52

Заповедники Юга России (Кавказский
заповедник)

1

53

Заповедники Сибири (Байкальский
заповедник, Саяно-Шушенский
заповедник)

1

54

Резервный урок. Дикорастущие и
культурные растения родного края

1

55

Резервный урок.Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и природа"

1

56

Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности

1

57

Рациональное питание: количество
приемов пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье ребенка

1

58

Физическая культура. Игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления
здоровья

1

59

Закаливание. Значение закаливания для
укрепления здоровья. Средства и правила
проведения закаливающих процедур

1

60

Правила безопасности в школе: маршрут

1

1

до школы, поведение на занятиях,
переменах, при приеме пищи; на
пришкольной территории

61

Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи.
Номера телефонов экстренной помощи

1

62

Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых
площадках; езда на велосипедах (санках,
самокатах) и качелях

1

63

Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта

1

64

Знаки безопасности на общественном
транспорте

1

65

Правила безопасного поведения
пассажира метро. Знаки безопасности в
метро

1

66

Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время
пользования, обязательность отдыха и
другие

1

67

Безопасное пользование Интернетом

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения во 2 классе

1

1

68

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Что такое общество?

1

2

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

3

Родной край – малая родина

1

4

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

5

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

6

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

1

7

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

1

8

Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Ростов
Великий, Переславль-Залесский

1

https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412d5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841427c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84134bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

9

Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Суздаль,
Сергиев Посад, Ярославль

1

10

Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России. Традиции
воспитания трудолюбия у детей
разных народов нашей страны

1

11

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

1

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

13

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа

1

14

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

15

Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи

1

16

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

17

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841213e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841314c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841481c

18

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

19

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

20

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

21

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники

1

22

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"

1

23

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

24

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

1

25

Твердые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

26

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

27

Распространение воды в природе:
водоемы, реки. Круговорот воды в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414650

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84149d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414b6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c9c8
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f840cce8
https://m.edsoo.ru/f840cb62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

природе
28

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

29

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

30

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

31

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

32

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
33

Почва, еѐ состав

34

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

35

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

36

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

1

37

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе

1

1

https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

наблюдения)
38

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

39

Растение как живой организм

1

40

Как растения размножаются?

1

41

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

42

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений)

1

43

Жизнь животных в разные времена
года

1

44

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

45

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

46

Как животные питаются?

1

47

Особенности дыхания животных
разных классов (звери –легкие; рыбы
- жабры; насекомые – трахеи)

1

48

Размножение и развитие рыб, птиц,
земноводных

1

49

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f0b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412b98

основе результатов наблюдений и
работы с информацией
Библиотека ЦОК

50

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем, степь

1

51

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

52

Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения

1

53

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

54

Опорно-двигательная система и ее
роль в жизни человека

1

55

Дыхательная система и ее роль в
жизни человека

1

56

Пищеварительная система и ее роль
в жизни человека

1

57

Кровеносная и нервная система и ее
роль в жизни человека

1

58

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

59

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Многообразие растений и

1

https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410122

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78

1

животных"
60

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"

1

61

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз

1

62

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

1

63

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части

1

64

Знаки безопасности во дворе жилого
дома

1

65

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

66

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

67

Безопасная информационная среда

1

68

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 3 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411a5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

2

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

2

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка

1

3

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

1

4

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

5

Наша малая Родина: главный город

1

6

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

7

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

8

Праздник в жизни общества и
человека

1

9

Государственные праздники России

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e664

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e4c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e876

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

10

Праздники и памятные даты своего
региона

1

11

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

13

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

14

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

15

Образование и культура в
Московском государстве

1

16

Страницы истории Российской
империи. Пѐтр 1

1

17

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

18

Образование в Российской империи

1

19

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

20

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418bb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a082
https://m.edsoo.ru/f841a262
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419e7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b694

композиторы и художники XIX века
21

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b89c

Библиотека ЦОК
22

Страницы истории России ХХ века

1

23

Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…

1

24

Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения

1

25

Все для фронта – все для победы

1

26

Взятие Берлина. Парад Победы

1

27

Мы живѐм в Российской Федерации

1

28

Человек - творец культурных
ценностей

1

29

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

30

Всемирное культурное наследие
России

1

31

Всемирное культурное наследие

1

32

Охрана историко-культурного
наследия

1

33

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,

1

https://m.edsoo.ru/f841bf72
https://m.edsoo.ru/f841c12a
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cd14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cf94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ae1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d516

справедливость и уважение
34

Резервный урок. Летописи и
летописцы. Роль монастырей в
развитии образования народа

1

35

Резервный урок. Культура
Московского государства.
Творчество скоморохов и гусляров,
первые «потешные хоромы», первый
театр

1

36

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"

1

37

Как человек изучает окружающую
природу?

1

38

Солнце - звезда

1

39

Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли

1

40

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

1

1

41

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времен года

1

1

42

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a62c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a82a

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a

нахождение на карте)

43

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)

1

44

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

45

Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в
России

1

46

Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

47

Река как водный поток

1

48

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

49

Водоемы и реки родного края

1

50

Использование рек и водоемов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоемов

1

51

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне

1

https://m.edsoo.ru/f8417918
https://m.edsoo.ru/f8417b34

52

Характеристика природных зон

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416806

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417382

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

Библиотека ЦОК

России: тундра. Связи в природной
зоне

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

53

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

54

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

55

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне

1

56

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

57

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

58

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

59

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

1

60

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

61

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоѐмы"

1

1

62

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"

1

1

63

О вредных для здоровья привычках

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f84183b8
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418778
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841546a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84152c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415da2

64

Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта

1

65

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

66

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

1

67

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

68

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради 1-4 кл А.А.Плешаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков.
— М.: Просвещение, 2022

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».