финансовая-грамотность-5_8-класс

1

I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 5-8 классов МБОУ Туроверовская ООШ разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, подходит для учащихся с ОВЗ (ЗПР) 7.1
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3.
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4.
Основной образовательной программы основного общего образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Ватинская
общеобразовательная средняя школа»
5.
Положения о рабочей программе
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Туровервская общеобразовательная школа»
6.Авторская программа по финансовой грамотности, 5—8 классы, авторы программы: Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2020.
7. Авторская программа по финансовой грамотности. 8 классы общеобразоват.орг.
Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2020.https://www.yaklass.ru/
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы, сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
2

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения
в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю. Формы
реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся
с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение
практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра
с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция,
конкурсы. Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности
учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
3

4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 8 классы общеобразовательных
организаций. / И. В. Липсиц,Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–8 классы
общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.—
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 -8 классы
общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 8 классы общеобразовательных
организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2020.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
4

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное
восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными

результатами

изучения

курса «Финансовая

грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие
способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с.
– (Учимся разумному финансовому поведению)
5

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и
обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды денег.
• Семейный бюджет.
• Кредиты. Виды кредитов.
• Социальные пособия. Пенсия. Налог. Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
• умение грамотно распоряжаться деньгами.
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном
бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное
восприятие
предложений
товарищей,
учителей,
родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
6

• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ЕБ8 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б.
Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному
финансовому поведению)
«Финансовая
грамотность»
является
прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся 8 класса в сфере экономики семьи.
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится
необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального
поведения в современных условиях финансового мира.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном
уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как
на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения
опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами)
финансовых отношений. Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и
7

компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; —
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в
связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения
в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты,
финансовое мошенничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
III. Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс (34 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного
пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра
«Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании». Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная
беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы». Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может
помочь семье (12 часов).
8

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран».
Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 5. Что
такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
8 класс (34 часа) Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

учащихся

Раздел 2. Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих
потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с
документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. Потребитель
– король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение
экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и
расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый
платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая
работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки,
упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа
«Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»
Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая
техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления
учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол
«Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких
случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и
как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся
Раздел 10. Защита проектов

9

№ п/п

IV. Тематическое планирование
5 класс
Тема урока
Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и
других стран.
Семья как потребитель.
Хозяйственная деятельность семьи.
Потребности человека и семьи.
Элементы семейного хозяйства.
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
Что такое бюджет семьи.
Что кладут в потребительскую корзину.
Доходы и расходы семьи.
Бюджет семьи.
Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
Банковская карта Виды банковских карт.
Как умно управлять своими деньгами.
Как сделать сбережения.
Кредиты. Виды кредитов.
Налоги.
Социальные пособия.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

№ п/п
1
2

Тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Деньги. Виды денег.
Банки. История развития банков.

3
4
5

Денежные переводы, счета и вклады. Тест.
Кредитные продукты.
Виды кредитов и их свойства.

6

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления.
Электронные деньги.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Что такое кредитная история.
Микрофинансовые организации.
Инфляция. Причины и последствия.

Что такое страхование, как оно работает.
Мошенничество на финансовых рынках.

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав
потребителей".
Личный и семейный бюджет
Цели планирования составление плана.
Информационное общество. Портал государственных услуг.
Подоходный налог. Налог на имущество.

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

10

17

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные
пенсионные фонды: как с ними работать?

2

Календарно-тематическое планирование
5 класс
№

Тема занятия

занятия
1-2

Колво
часов

Дата урока
План

2

03.09.2024
10.09.2024

3-4

Что такое деньги и откуда они взялись.
Современные деньги России и других
стран.
Семья как потребитель.

2

5-6

Хозяйственная деятельность семьи.

2

7-8

Потребности человека и семьи.

2

9-10

Элементы семейного хозяйства.

2

11-12

Планирование, учет и контроль в
семейном хозяйстве.
Что такое бюджет семьи.

2

2

17-18

Что кладут в потребительскую
корзину.
Доходы и расходы семьи.

19-20

Бюджет семьи.

2

21-22

2

25-26

Ресурсосбережение основа
финансового благополучия.
Банковская карта Виды банковских
карт.
Как умно управлять своими деньгами.

27-28

Как сделать сбережения.

2

29-30

Кредиты. Виды кредитов.

2

31-32

Налоги.

2

17.09.2024
24.09.2024
01.10.2024
08.10.2024
15.10.2024
22.10.2024
12.11.2024
19.11.2024
26.11.2024
03.12.2024
10.12.2024
17.12.2024
14.01.2025
21.01.2025
28.01.2025
04.02.2025
11.02.2025
18.02.2025
25.02.2025
08.04.2025
15.04.2025
22.04.2025
29.04.2025
06.05.2025
13.05.2025
13.05.2025
20.05.2025
20.05.2025
20.05.2025

13-14
15-16

23-24

2

2

2
2

Факт

11

№
занятия

Календарно-тематическое планирование
8 класс
Колво
Тема занятия
часов

1-2

Деньги. Виды денег.

2

3-4

Банки. История развития банков.

2

5-6

2

7-8

Денежные переводы, счета и вклады.
Тест.
Кредитные продукты.

9-10

Виды кредитов и их свойства.

2

11-12

2

13-14

Безналичные переводы и платежи,
способы их осуществления.
Электронные деньги.
Что такое кредитная история.

15-16

Микрофинансовые организации.

2

17-18

Инфляция. Причины и последствия.

2

19-20

2

25-26

Что такое страхование, как оно
работает.
Мошенничество
на
финансовых
рынках.
Права потребителя. Федеральный
Закон "О защите прав потребителей".
Личный и семейный бюджет

27-28

Цели планирования составление плана.

2

29-30

Информационное общество. Портал
государственных услуг.
Подоходный налог. Налог на
имущество.
Государственное пенсионное
страхование. Негосударственные
пенсионные фонды: как с ними
работать?

2

21-22
23-24

31-32
33-34

2

2

2
2
2

2
2

Дата урока
План

Факт

05.09.2024
12.09.2024
19.09.2024
26.09.2024
03.10.2024
10.10.2024
17.10.2024
24.10.2024
07.11.2024
14.11.2024
21.11.2024
28.11.2024
05.12.2024
12.12.2024
19.12.2024
26.12.2024
09.01.2025
16.01.2025
23.01.2025
30.01.2025
06.02.2025
13.02.2025
20.02.2025
27.02.2025
06.03.2025
13.03.2025
20.03.2025
03.04.2025
10.03.2025
17.03.2025
24.04.2025
15.05.2025
22.05.2025
22.05.2025

12

Учебно – методическое и материально –техническое обеспечение курса.
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—8 классы: материалы для
учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы:
учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы:
материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—8классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-izarplata;
4. Портал
«Профориентир». «Мир профессий» –
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о
страховании»
—
http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России
— http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
8. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
9. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
10. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
11. Сайт
«РАНХиГС»
Банк
методических
разработок
http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoeobrazovanie/finansovaya-gramotnost/bankmetodicheskikh-razrabotok/
12. Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/
13. Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/
14. вашифинансы.рф;
15. fmc.hse.ru;
16. хочумогузнаю.рф
17. Сайт «Методическая
копилка
учителя,
воспитателя, родителя»
— http://zanimatika.narod.ru/
18. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».