МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 Рабочая программа «Эрудит» для учащихся 2 класса Пояснительная записка В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий в соответствии с ФГОС начального общего образования. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Актуальность программы Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Цели программы Цель программы: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность. Данная цель достигается через решение следующих задач: создание условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника; развитие логического мышления, умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; развитие интереса к изучаемым предметам, умения самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); развитие универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности; воспитание инициативности, активной жизненной позиции; создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях. Отличительные особенности данной программы Программа предназначена для работы с детьми 2 класса. Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов: I раздел. Математический. 3 II раздел. Гуманитарный. Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 2 классов по 1 часу в неделю, 34 часа. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научнопопулярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, проектная деятельность, творческие работы. Планируемые результаты освоения программы Личностные универсальные учебные действия: – осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России); – воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметнопреобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание); – сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие). – ставить цели и определять мотивы для её достижения – знать основные моральные нормы; – выполнять моральные нормы; – оценивать свои поступки. Целеполагание: – формулировать и удерживать учебную задачу; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Планирование: – применять установленные правила в планировании способа решения; – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; – составлять план и последовательность действий; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Прогнозирование: – предвосхищать результат; – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Контроль и самоконтроль: 4 – различать способ и результат действия; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коррекция: – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Оценка: – выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; – соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Саморегуляция: – конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; – стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; – активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные: – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – использовать общие приёмы решения задач; – применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; – осуществлять рефлексию способов и условий действий; – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – ставить, формулировать и решать проблемы; – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; – использовать энаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов; – моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; – сбор информации; – запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ; – анализ информации; – передача информации устным, письменным, цифровым способами; 5 – интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ); – применение и представление информации. Логические: – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков; – анализ, синтез, сравнение; – классификация по заданным критериям, установление аналогий; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные универсальные учебные действия Планирование учебного сотрудничества: – определять общую цель и пути её достижения; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Постановка вопросов: – формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения; – предлагать помощь и сотрудничество; – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Разрешение конфликтов: – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; – разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли: – строить понятные для партнёра высказывания; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – осуществлять взаимный контроль; – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание программы Математический раздел (17 часов) 1. Математические высказывания «Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Составные части математических высказываний. Верные и неверные 6 высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. «Расшифруйте». 2. Геометрия на плоскости Геометрия на плоскости. Построения с препятствиями и ограничениями. Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Симметрия вокруг нас». Защита проекта. 3. Занимательная математика Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Игры со спичками. Числовые лабиринты. Ребусы. Кроссворды. Арифметическая викторина. 4. Решение задач Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Старинные задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Арифметическая смесь. 5. Алгоритм Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Составление линейного алгоритма. Работа над проектом по теме « Газета любознательных». Выпуск математической газеты. 6. Закрепление Интеллектуальный марафон. Гуманитарный раздел (17 часов) 1. Фонетика, произношение Гласные и согласные. Слог. Перенос. Добрый «волшебник» - ударение. Звуки и буквы. Транскрипция. 2. Орфография Тайны фонемы. Опасные гласные. Опасные согласные. «Опасные соседи». Буква - подсказчица. Буква – помощница. Секрет безошибочного письма. 3. Занимательная грамматика «Спрятавшиеся» слова. «Перевёртыши». Кроссворды, чайнворды. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки. 4. Работа со словарями Копилки слов. Как найти слово в словаре? Работа с толковыми и этимологическими словарями. Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями. 5. Фразеология Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмысинонимы. Фразеологизмы-антонимы. 6. Развитие речи Оружие смеха. Словесная живопись. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами. 7 7. История письма Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность? Знакомство с темой «Застывшие звуки». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Придумай свой алфавит». Защита проекта. 8. Закрепление Турнир знатоков. Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: - проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.); - методы самоуправления учебными действиями; - методы контроля и самоконтроля. Приемы: - постановка проблемных вопросов; - выделение главного; - прием классификации; - прием установления аналогии; - прием обобщения, систематизации; - прием моделирования; - прием составления алгоритмов и т. д. Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Формы и виды контроля 1. Викторины. 2. Турниры. 3. Конкурсы. 4. Олимпиады. 5. Выпуск газеты. 5. Конференции. 6. Защита проектов. 8 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Первый уровень приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение новых знаний, умения работать со справочной литературой, наход ить материал в различных пособиях, журналах и т. д., опыта решения проектных задач Второй уровень формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, позитивное отношение детей к образованию и самообразованию; активное использование школь никами метода проектов, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации Третий уровень приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, приобретение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки информации; участие школьни ков в реализации социальных проектов Учебно-тематический план № п/п Наименование раздела Всего Аудитор. Внеаудитор. часов Характеристика деятельности учащихся Математический раздел II год обучения 1 Математические высказывания 3 3 Знакомство с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Уметь строить истинные высказывания, оценивать истинность и ложность высказываний. 2 Геометрия на плоскости 3 3 Исследовать предметы окружающего мира. Распознавать и изображать симметричные геометрические фигуры. Выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать; применять методы 9 информационного поиска. 3 Занимательнаяматематика 3 3 Решать ребусы, кроссворды, лабиринты. 4 Решение задач 2 2 Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности. 5 Алгоритм 6 6 Знакомство с алгоритмом. Уметь записывать и выполнять алгоритмы, устно строить алгоритмы. Уметь составлять и оформлять математическую газету. 6 Закрепление 1 1 Применять знания и способы действий в изменённых условиях. 17 17 Итого: 34 часа 0 Гуманитарный раздел 1 Фонетика, произношение. 3 3 Уметь делить слова на слоги, переносить слова по слогам, записывать слова в транскрипции. 2 Орфография 5 5 Использовать прием планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочное слово путем изменения формы. Работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова. 3 Занимательная грамматика 1 1 Решать головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды. 4 Работа со словарями 1 1 Работать с толковыми, этимологическими, орфоэпическими и орфографическими словарями, находить в них информацию. 5 Фразеология 2 2 Уметь использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач. 6 Развитие речи 2 2 Составление устного или письменного рассказа на заданную тему на основе самостоятельно собранного материала. Составление крылатых выражений из 10 отдельных слов. Замена выражений синонимами. 7 История письма 1 1 Знакомство с историей письма. Подбор материала по заданию к проекту, защита проекта. 8 Закрепление 1 1 Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. Итого: 32 15 15 0 Календарно-тематическое планирование кружка «Эрудит» во 2 классе на 2024-2025 учебный год № Дата Тема занятия Форма занятия п/п Кол- Формы во контроля часов Математический раздел 1 3.09. «Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». 2 10.09 3 Комбинированное занятие 1 Групповой Составные части математических высказываний. Практическое занятие 1 Групповой 17.09 Верные и неверные высказывания. Дидактическая игра 1 Фронтальный 4 24.09 «Расшифруйте». 1 Индивидуальный 5 1.10 Геометрия на плоскости. 1 Парный 6 8.10 Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Дидактическая игра Комбинированное занятие Комбинированное занятие 1 Фронтальный 7 15.10 Числовые лабиринты. Дидактическая игра 1 Групповой 11 Викторина 1 Групповой 1 Фронтальный Задачи с многовариантными решениями. Практическое занятие Практическое занятие 1 Фронтальный 26.11 Задачи на нахождение закономерностей. Практическое занятие 1 Групповой 12 3.12 Решение логических задач. 1 Групповой 13 10.12 Решение олимпиадных задач. 1 Групповой 14 17.12 Операция. 1 Фронтальный 15 24.12 Виды алгоритмов. 1 Групповой 16 14.01 Работа над проектом по теме «Газета любознательных». Практическое занятие Практическое занятие Комбинированное занятие Практическое занятие Занятие-проект 1 Групповой 17 21.01 Интеллектуальный марафон. Соревнования 1 Групповой 1 Групповой 1 Групповой 1 Фронтальный 1 Фронтальный 1 Фронтальный 1 Фронтальный 8 22.10 Арифметическая викторина. 9 12.11 Задачи с изменением вопроса. 10 19.11 11 Гуманитарный раздел 18 28.01 Гласные и согласные. 19 4.02 Слог. Перенос. 20 11.02 Звуки и буквы. Транскрипция. 21 18.02 Опасные гласные. 22 25.02 Опасные согласные. 23 4.03 Секрет безошибочного письма. Комбинированное занятие Лекционное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 24 11.03 «Спрятавшиеся» слова. Игра 1 Групповой 25 18.03 «Перевёртыши». Игра 1 Парный 26 8.04 Кроссворды, чайнворды. Игра 1 Групповой 27 15.04 Ребусы. Занимательные головоломки. Игра 1 Групповой 28 22.04 Копилки слов. 1 Групповой 29 29.04 Работа с толковыми и этимологическими словарями. Практическое занятие Комбинированное занятие 1 Парный 30 6.05 Многозначность фразеологизмов. Практическое занятие 1 Фронтальный 31 13.05 Составление крылатых выражений из отдельных слов. Практическое занятие 1 Групповой 12 Замена выражений синонимами. 32 20.05 Защита проекта «Придумай свой алфавит». Соревнования 1 Групповой Турнир знатоков. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Аванесов Р. И. Орфоэпический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1988 Анохина Т. М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2007 Веденина В. Н., Федотова В. А. Начальная школа. Математика. Внеклассная работа. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010 Гейдман Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008 Дьячкова Г. Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2007 Дьячкова Г. Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2006 Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 Кедрова Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006 Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999 Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Дрофа, 2006 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007 Холодова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007 Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004 Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 2. Печатные пособия Афонькин С. Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Литера, 2002 13 Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации. – Волгоград: Учитель, 2010 Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов: Лицей, 2003 Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011 Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2010 365 задач для эрудитов. – М.: Аст – Пресс Книга, 2005 3. Технические средства обучения Интерактивная доска Принтер Сканер Фотоаппарат 4. Игры и игрушки Набор геометрических плоских фигур Набор геометрических объёмных фигур Набор кубиков Набор цифр Счётные палочки Пластилин (глина) Сантиметровая лента, Метровая линейка Часы песочные Часы механические Часы электронные Весы Набор гирь Магнитная азбука Набор слоговых карточек 5. Оборудование класса Столы и стулья для учащихся Стол и стул для учителя Доска Экран 14 Программа внеурочной деятельности в 3 классе «Эрудит » на 2024-2025 учебный год Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 3классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир. Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. Количество часов за год: 3 класс - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут. Результаты освоения программы Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребѐнка и последовательный перевод еѐ в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. 15 Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных ипознавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Использование приобретѐнных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений. Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать еѐ на принтере). Личностные результаты и универсальные учебные действия 16 Содержание программы внеурочной деятельности «Эрудит». Основные разделы программы. 3 класс 1. Правила поведения в школе (1 час). 2. Правила дорожного движения (1час). 3. Природа вокруг нас (6часов). 4. Логика, задания на внимание (3часа). 5. Познавательные игры и занятия (7часов). 6. Интеллектуальные игры (5часов). 7. Занимательная математика и геометрия (4часа). 8. Литературные викторины и конкурсы (3часа). 9. Занимательная грамматика (2часа). 10 Проектная деятельность (2часа). Содержание занятий. 1занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику. 2занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра. 3занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. 4занятие. «Забытая старина, традиции, ремѐсла, мастера». Турнир знатоков. 5занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. 6занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу. 7занятие. История моей фамилии. Мини-проект. 8занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. 9занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». 10занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг. 11занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним 12занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним. 13занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. 14занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и 17 вычислительным действиям. 15занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. 16занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам. 17занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку. 18занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация. 19занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям. 20занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений. 21занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир». 22занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра. 23занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. 24занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра. 25занятие. Конкурс «Еѐ величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание. 26занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике. 27занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентацияо животных морей и океанов. 28занятие. Путешествие в космос. Мини-проект. 29занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках. 30занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме. 31занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. 32занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. 33занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко» 34занятие. Итоговое занятие кружка «Юный эрудит». Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение за активное участие в работе кружка, за участие в интеллектуальных конкурсах. 18 19 Тематическое планирование 3 класс № Наименование разделов программы Кол-во часов Теория Практика 1 Правила поведения в школе. 1 - 1 2 Правила дорожного движения. 1 - 1 3 Природа вокруг нас. 6 0,5 5,5 4 Логика, задания на внимание. 3 - 3 5 Познавательные игры и занятия. 7 - 7 6 Интеллектуальные игры. 5 - 5 7 Занимательная математика и геометрия. 4 0,5 3,5 8 Литературные викторины и конкурсы. 3 - 3 9 Занимательная грамматика. 2 - 2 10 Проектная деятельность 2 - 2 34 1 33 Итого часов: 10 Проектная деятельность 3 - 3 11 Итоговое занятие кружка 1 1 - 34 2 32 Итого часов: 4.Календарно-тематический планирование по внеурочной деятельности в 3 классе «Эрудит » на 2024-2025 учебный год 20 Дата проведения № По плану Тема Колво часов По факту 5.09.24 Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). 1 12.09.24 Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». 1 19.09.24 Шарады. Ребусы. Анаграммы. 1 1. 2 3 4 26.09.24 5 «Забытая старина, традиции, ремѐсла, мастера». Турнир знатоков. Страна Словария. 3.10.24 1 1 Игра «Юный эколог». 6 10.10.24 1 17.10.24 История моей фамилии. Минипроект. 1 24.10.24 Конкурс рисунков «Нет –загрязнению планеты!» 1 7 8 Виды деятельности и формы работы -расширить кругозор младших школьников, -прививать любовь к знаниям, -формирование культуры поведения ученика -закрепить знания детей по правилам дорожного движения, -развивать речь, внимание -развивать познавательную активность,логическое мышление, внимание -прививать любовь к народным традициям, -расширять знания о старинных ремеслах -знакомство со словарями, -прививать любовь к родному языку -развивать у учащихся интеллект, -систематизировать наблюдения в природе, - прививать экологические знания и культуру -формирование умения получать информацию из интернетисточников, -учить сортировать и обрабатывать полученную информацию, оформлять и предоставлять полученную информацию -формирование экологических знаний иэкологической 21 Защита рисунков. 7.11.24 Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». 1 14.11.24 Мероприятие « Книга –лучший друг». 1 21.11.24 Познавательная игра «Пословицы в картинках» 1 28.11.24 Познавательная игра «По страницам любимых книг» 1 9 10 11 12 13 5.12.24 14 12.12.24 15 19.12.24 16 26.12.24 17 9.01.24 Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов» Познавательная игра «Вмире цифр». Викторина «Занимательная геометрия». Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!» 1 1 1 1 1 культуры, -расширение кругозора -развивать познавательную активность детей, -формирование общеучебных знаний и -развивать интерес к чтению, -формировать потребность регулярногочтения книг, -расширять кругозор детей -способствовать обогащению словарного запаса детей, - прививать любовь к устному народному творчеству -воспитывать уважение и любовь к родномуязыку, - развивать речь, воображение, -формирование познавательного интереса -учить составлять кроссворды, - развивать логическое мышление, - способствовать обогащению словаря -прививать интерес к точным наукам, -развивать интеллектуальные способности -прививать интерес к точным наукам, -расширять кругозор детей -развивать у детей любовь к природе, -формировать экологические знания, -прививать чувство ответственности за сохранность природных богатств -способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, - учить разгадывать ребусы, - воспитывать 22 16.01.24 Литературная игра по творчеству Шарля Перро. 1 23.01.24 Игра «Там на неведомых дорожках» 1 30.01.24 История появления денег. Тематическое занятие. 1 6.02.24 Викторина «Мир, в котором мы живем» 1 18 19 20 21 Турнир Юных Эрудитов. 22 13.02.24 23 20.02.24 1 Игра-соревнование «Умники и умницы». 1 «Турнир смекалистых». 24 27.02.24 1 чувство товарищества и взаимопомощи -прививать любовь к литературе, -развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь) -вспомнить некоторые сказки по ихотрывкам, - побуждать к чтению народных и авторских сказок, -расширять словарный запас, прививать культуру речи -способствовать расширению кругозора детей, -развивать познавательную активность -способствовать расширению кругозора детей, -актуализация знаний по предмету «Окружающий мир» -развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, -формировать познавательную активность -развивать сообразительность, логическоемышление, смекалку, -развивать устную речь, -воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи -развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку, -развивать устную речь, - воспитывать чувство товарищества 23 6.03.24 Конкурс «Еѐ величество – математика». 1 13.03.24 Час занимательной математики. 1 20.03.24 Игра-путешествие «Наглубине океана» 1 3.04.24 Путешествие в космос.Минипроект. 1 10.04.24 Викторина «Удивительные деревья» 1 25 26 27 28 29 30 17.04.24 31 24.04.24 Игра-путешествие «История появления транспорта» Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. 1 1 -прививать интерес к точным наукам, -формирование общеучебных умений инавыков, -развивать речь, внимание, мышлениея,воображение -прививать интерес к точным наукам, - развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку, -развивать устную речь -углублять знания детей о растительном и животном мире океанов и морей, - развитие познавательной активности, -формирование любви к природе -расширить знания детей о космонавтике, -учить добывать знания из источников информации, систематизировать полученные знания, -учить оформлять полученную информацию -воспитывать любовь к природе и охране окружающей среды, -расширение представлений об окружающем мире, -формирование познавательного интереса -расширять представление детей о времени, -формирование познавательной активности, -развитие устной речи -способствовать расширению кругозора детей, -развивать психические процессы (память, 24 32 15.05.24 33 22.05.24 История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в краеведческий музей. 1 1 внимание, мышление) -расширение знаний об истории города, известных людях города, развитие познавательного интереса, - формирование патриотизма 25 Программа курса внеурочной деятельности в 4 классе «Эрудит »на 2024-2025 учебный год 1.Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности в 4 классе «Эрудит » соответствует целям ФГОС и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Эрудит ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Эрудит» Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 3-4 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты. Основные задачи программы: Образовательные: совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст; совершенствование пунктуационной грамотности; развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры. Развивающие: 26 развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях; повышение уровня культуры речи; развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом. Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности; формирование социально активной, конкурентоспособной личности; Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся. Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК. Место учебного курса внеурочной деятельности «Эрудит» Программа «Эрудит » для 4 класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. На основании Календарного учебного графика МБОУ Туроверовская ООШ в 20242025 учебном году в 4 классе будет проведено 33 занятия, т .к 1 час приходится на праздничный день(1.05.).Программа будет выполнена полностью за счёт уплотнения материала. Форма обучения очная. 2.Планируемые результаты освоения курса «Эрудит» Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 27 коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов , инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны знать: сведения из истории славянской письменности; исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка; лексические термины; художественно-выразительные средства языка; основные стили и типы речи; основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок. Обучающиеся должны уметь: опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания; работать со словарем и составлять словарную статью; извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач; анализировать и составлять собственный текст. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах: тестирование; 28 практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания незнания». Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; (1-3 балла) поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; (1-3 балла) результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; (1-3 балла) косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку.(1-3 балла) Критерии оценки результатов тестов. 80 – 100% - высокий уровень освоения программы; 60-80% - уровень выше среднего; 50-60% - средний уровень; 30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% - низкий уровень. Требования к уровню освоения содержания курса На занятиях «Эрудит » предпочтительны формы работы, расширяющие классноурочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ, работа со словарем и др. 3. Содержание курса «Эрудит» Введение. Зачем нужна речь? В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. В мире слов. или Что такое лексика? Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. Путешествие по России. Диалектные слова. Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? Метаграммы, или Превращение мухи в слона. В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. Морфемы-иностранки. Смотри в корень! Когда без словаря не обойтись? Проверяемые безударные гласные в корне слова. 29 Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) Суффиксы-волшебники. Морфемы, которые могут изменяться в слове О, Е, Ё после шипящих Роль Ъ и Ь знаков в слове И и Ы после Ц Путешествие в город существительных Страна Глаголия «Вместо имени». Разряды местоимений. «Описательные» слова В гостях у наречия Особое деепричастие. Из истории русской пунктуации. Коварные знаки препинания. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи. Долой однообразие! 30 4.Календарно-тематический планирование по внеурочной деятельности в 4 классе «Эрудит » на 2024-2025 учебный год № Дата проведения По плану Тема Кол-во часов По факту 1. 3.09 2 10.09 3 17.09 4 24.09 5 1.10 6 8.10 7 15.10 8 22.10 9 12.11 Введение. Зачем нужна речь? В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. В мире слов. или что такое лексика? Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. Путешествие по России. Диалектные слова. Можно ли самому придумать слово(неологизмы)? Метаграммы, или Превращение мухи в слона. 1 Виды деятельности и формы работы Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. Урок - практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 Семинар – практикум. Урок –практикум. Составление словарной статьи. Практикумисследование. Проект «Тайна моего имени» Презентация. Фразеологический КВН. Урокпутешествие. Анализ литературных произведений. Урок-практикум. Работа с текстом Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем 31 19.11 В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. 1 26.11 Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. 1 10 11 Морфемы-иностранки. 12 3.12 1 Смотри в корень! 13 10.12 14 17.12 15 24.12 16 14.01 17 21.01 18 28.01 19 4.02 20 11.02 21 18.02 1 Когда без словаря не обойтись? Проверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. 1 1 1 Как трудятся приставки? 1 (постоянные и непостоянные приставки) Суффиксы-волшебники. 1 Морфемы, которые могут 1 изменяться в слове О, Е, Ё после шипящих 1 Роль Ъ и Ь знаков в слове 1 И и Ы после Ц 22 25.02 23 4.03 1 Путешествие в город существительных 1 Страна Глаголия 24 11.03 последовательной замены букв. Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум» Урок-практикум. Лингвистический диктант. Лекции с составлением алгоритмов по темам Работа с текстом. Игра «Словесный мяч» Презентация. Работа со словарем Диктант-игра. 1 Лекция. Практическое применение правил Урок-практикум Урок-практикум Урок-практикум Семинары практикумы Лекция. Практическое применение правил Практическое применение правил Лекция учителя. Тренировочные задания Лекция учителя. Тренировочные задания 32 25 18.03 «Вместо имени». Разряды 1 местоимений. «Описательные» слова 26 8.04 27 15.04 28 1 В гостях у наречия. Трудные случаи написания. Особое деепричастие. 22.04 29 29.04 30 6.05 31 13.05 32 20.05 1 1 Из истории русской пунктуации. Коварные знаки препинания. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи. Долой однообразие! 1 1 1 1 Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом. Лекция учителя. Тренировочные задания Лекция учителя. Тренировочные задания Семинарыпрактикумы Лекция учителя. Презентация Семинарыпрактикумы Компьютерное тестирование Работа с текстом, корректировка текста 33 34