Дефектология 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия»
составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития Стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных
потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и
умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также элементами
теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи,
основами
личной
гигиены
и
здорового
образа
жизни.
Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы
комплексной помощи детям с различными нарушениями в освоении основной образовательной
программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной
деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в
освоении общей образовательной программы.
Данный курс предназначен для учащихся 1– 4 классов.
Цель – формирование у обучающихся школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов
умственной деятельности.
Задачи:
- формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
- расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их
свойствами и качествами; развитие связной речи;
- формирование и развитие мыслительных операций;
- коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
- формирование и развитие пространственной ориентировки;
- обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности
деятельности;
- воспитание самостоятельности в работе.
Характеристика коррекционного курса
Диагностика показывает, что несформированность ВПФ
приводит к фрагментарности, поверхностности, а зачастую и к ошибочности знаний.
Дети с несформированностью ВПФ уже с первого класса могут испытывать трудности в обучении, в
се больше отставать от своих сверстников. Это приводит к снижению
самооценки детей. Задача дефектолога состоит в том, чтобы как можно раньше у
младших школьников восполнить пробелы.
В общей системе коррекционно-развивающей работы коррекционный курс «Дефектологическое
коррекционно-развивающее занятие» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие
позитивных изменений по следующим параметрам:
 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные
вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое
поведение;
 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий
уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают
символические обозначения количества предметов, условия задачи);
 улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
 совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на
листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
 улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса
математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
 развитие самоконтроля при оценке полученного результата;
 развитие мыслительных операций, как обобщение и
абстрагирование, анализ и сравнение, выделение
существенных признаков и определение понятий.

Место коррекционного курса в учебном плане
Курс «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» относится к курсам
коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 1
занятия в неделю, 4 класс –34 часа. Индивидуальное занятие – 40 минут Подгрупповые занятия – 40
минут.
Сроки реализации рабочей программы: 4 года.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
 устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных
отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных
задач в области математики;
 положительная адекватная самооценка на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
интерес к чтению, потребность в чтении;
 интерес к письму.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
 работать по плану, сверяя свои действия с целью;
 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
 проявлять познавательную инициативу; 
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
 расширять свои представления о математике и точных науках;
 сравнивать, проводить классификацию;
 устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
 владеть монологической и диалогической формами речи;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы;
 активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
Развитие психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и узнавания;
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие слухового внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций:
-формирование навыков анализа;
-развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-формирование умения планировать свою деятельность;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие временных понятий;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Способы определения результативности

При реализации рабочей программы производится оценка индивидуального развития
обучающегося. Результаты педагогической диагностики заносятся в протокол обследования
обучающегося, которая хранится в кабинете учителя-дефектолога.
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
-коррекция высших психических функций и познавательных процессов обучающихся;
-построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение
- мониторинг (тестирование, диагностические задания).
Периодичность проведения диагностики – 3 раза в год (входящая, промежуточная и итоговая).
4 класс
Содержание коррекционного курса
Развитие памяти, внимания, мышления является важной базовой составляющей психической
деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и
счет. Программа включает разделы, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в
развитии обще учебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
1. Протокол обследования (приложение 1).
2. Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития
каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль направлен на развитие учебных
навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных
представлений и графических умений.
3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством изучения программного материала по
математике.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта.
Разряды и классы. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения. Измерение величин. Единицы
измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная). Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения
и
деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения
и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических
действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы
письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел
на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений
(обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата,
проверка вычислений на калькуляторе).
4. Развитие речемыслительной деятельности. Основное внимание в 4 классе уделено
обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка,
значений текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями,
использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования его
содержания, выделение существенного (главных мыслей, общего смыла).

Примерное тематическое планирование 4 класс
№

1. 1
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема

Дата
проведения

Диагностика
Счет предметов. Разряды.
Выражение и его значение. Порядок
выполнения действий. Развитие
произвольного внимания и
контроля.
Нахождение суммы нескольких
слагаемых. Приемы письменного
вычитания. Развитие зрительного
внимания и зрительной памяти.
Приемы письменного умножения
трехзначного числа на однозначное.
Умножение 0 на 1.

02.09.24
09.09.24

Прием письменного деления на
однозначное число (комплексное
применение знаний и способов
действий).
Устная нумерация. Класс единиц и
класс тысяч. Разряды и классы.
Развитие слухового внимания и
слуховой памяти.
Письменная нумерация. Чтение
чисел. Запись чисел. Развитие
внимания, памяти, мыслительных
операций.
Натуральная последовательность
трехзначных чисел. Разрядные

30.09.24

16.09.24

23.09.24

07.10.24

14.10.24
21.10.24

Содержание

Читать и записывать числа в пределах 1000,повторения названий разрядов,
чисел при сложении и вычитании, связей между результатами и
компонентами этих действий, приемов устного сложения и вычитания,
закрепления умения решать простые и составные задачи.
Создавать условия для организации и проведения проверки умения находить
сумму нескольких слагаемых, усвоения переместительного и сочетательного
свойств сложения, сформированности вычислительных умений и навыков в
пределах 1000 с переходом через разряд.
Развитие умений умножать число на 1 и 0,анализировать задачи, составлять
план и решать текстовые задачи разных видов, выполнять устные
математические вычисления, решать уравнения на основе взаимосвязей
между компонентами и результатами арифметических действий.
Развитие умений составлять алгоритм письменного деления на однозначное
число (в столбик), соблюдать порядок выполнения действий в числовых
выражениях, решать задачи и уравнения.
Понятие «класс числа», развитие умения считать тысячами, опираясь на
изученный материал; совершенствование устных и письменных
вычислительных навыков.
Записывать и читать числа, которые больше 1000,находить закономерность в
построении ряда чисел, решать задачи.
Развитие умений записывать многозначные числа в виде суммы разрядных
слагаемых, сравнивать многозначные числа.

9.
10.

слагаемые. Сравнение
многозначных чисел.
Функциональные отношения между
понятиями (повторение).
Увеличение и уменьшение числа в
10, 100, 1000 раз. Класс миллионов
и класс миллиардов.

11.11.24
18.11.24

Повторение: подобрать слова, отражающие функциональное назначение,
качество или свойство данного предмета.
Находить, сколько всего единиц, десятков, сотен ит.д. содержится в данном
многозначном числе, записывать многозначные числа, выполнять устные
вычисления, основанные на разрядном составе чисел, соблюдать порядок
выполнения действий в числовых выражениях.
Повторение: объяснить значение выражений со словами омонимами,
подобрать слова, их заменяющие, но имеющие такое же значение (на
расширенном лексическом материале).
Развитие умений составлять алгоритм письменного вычитания, когда
приходится занимать единицу через один или несколько разрядов, решать
примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемы
письменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения
действий в числовых выражениях.
Письменные приемы сложения и вычитания величин, совершенствование
устных и письменных вычислительных навыков. Решение логических задач с
помощью таблиц. Задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз с
вопросами в косвенной форме, развитие умений решать разные виды задач,
выполнять письменные вычисления с величинами, соблюдать порядок
выполнения действий в числовых выражениях.

11.

Многозначные слова и выражения
(повторение).

25.11.241

12.

Устные и письменные приемы
вычислений. Развитие зрительного
восприятия, графо-моторных
навыков.

02.12.24

13.

Сложение и вычитание величин.
Развитие зрительного внимания и
зрительной памяти. Логические
задачи Решение задач на
уменьшение и увеличение в
несколько раз с вопросами в
косвенной форме.

09.12.24

14.

Использование союзов и союзных
слов.

16.12.24

Работа с устойчивыми сочетаниями слов. Работа с простыми союзами:
подобрать нужный союз на место пропуска. Работа с устойчивыми
сочетаниями слов. Подбор действий к предмету.

15.

Умножение и его свойства.
Умножение на 0 и 1. Развитие
произвольного внимания и
контроля.
Письменные приемы умножения
многозначных чисел на
однозначное число. Развитие
слухового внимания и слуховой
памяти.

23.12.24

Развитие умений применять правила умножения на 0 и 1. Выполнять устные
и письменные вычисления, решать уравнения, задачи разных видов,
находить значение выражений с переменной.

30.12.24

Развитие умений выполнять умножение многозначного числа,
оканчивающегося нулями, на однозначное в столбик, решать задачи
изученных видов, выполнять деление с остатком и проверкой,
преобразование величин, соблюдать порядок выполнения действий в
числовых выражениях.

16.

17.

Реконструкция предложения из
набора слов.

13.01.25

Восстановление последовательности слов в простом предложении с
количеством слов не более шести (1-ое слово дается с большой буквы, слова
в нужном падеже).

18.

Приемы письменного умножения
для случаев вида: 4019х 7, 50801 х
4.

20.01.35

19.

Нахождение неизвестного
множителя, неизвестного делимого,
неизвестного делителя.

27.01.25

20.

Реконструкция предложения из
набора слов.

03.02.25

Развитие умений выполнять умножение многозначного числа,
оканчивающегося нулями, на однозначное в столбик, решать задачи
изученных видов, выполнять деление с остатком и проверкой,
преобразование величин, соблюдать порядок выполнения действий в
числовых выражениях.
Развитие умений решать уравнения на основе знания связи между
результатом и компонентами действий умножения и деления, выполнять
проверку вычислений, вычисления с величинами, решать уравнения и
составные задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок.
Восстановление последовательности слов в предложении со сложными
причинными или временными связями (1-ое слово дается с большой буквы,
слова в нужном падеже).

21.

Деление 0 на 1. Прием письменного
деления многозначного числа на
однозначное.
Диагностика
Деление многозначного числа на
однозначное, когда в записи
частного есть нули.
Умножение числа на произведение.
Развитие слухового внимания и
слуховой памяти.
Письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями.
Перестановка и группировка
множителей. Развитие логического
мышления, речевых функций,
слухового восприятия.
Деление числа на произведение.
Деление с остатком на 10, 100, 1000.
Письменное деление на числа,

10.02.25

22.
23.

24.

25.
26.

27.

17.02.25
24.02.25

03.03.25

10.03.25
17.03.25

07.04.25

Развитие умения составлять алгоритм письменного деления на однозначное
число (в столбик), решать задачу, соблюдать порядок выполнения действий в
числовых выражениях.
Развитие умения применять алгоритм письменного деления трехзначного
числа на однозначное, когда в записи частного на конце или в середине есть
нули, определять количество цифр частного, решать уравнения.
Способы умножения числа на произведение, развитию умения умножать
число на произведение, выбирая удобный способ, соблюдать порядок
выполнения действий в выражениях.
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями,
развитию умений решать задачи, решать уравнения.
Развитие умений переставлять и группировать множители, выполнять
геометрические построения, развитию вычислительных навыков.
Способы деления числа на произведение, развитию умения делить число на
произведение, выбирая удобный способ, решать задачи разными способами,
составлять по задаче выражения с переменными. Приемы письменного

оканчивающиеся нулями.

деления с остатком на числа, оканчивающиеся нулями.

28.

Разъяснение смысла пословиц.

14.04.25

29.

Умножение числа на сумму.
Развитие слухового внимания и
слуховой памяти.

21.04.25

30.

Понимание смысла текста.

28.04.25

31.

Решение задач на нахождение
неизвестных по двум разностям.
Развитие зрительного внимания и
зрительной памяти.
Прием умножения на трехзначные
числа в случаях, когда в записи
первого множителя
есть нули. Письменное деление на
двузначное число. Развитие
произвольного внимания и
контроля. Письменное деление с
остатком на двузначное число.

05.05.25

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям.

12.05.25

Развитие умений применять алгоритм письменного умножения на
трехзначные числа, когда в записи первого множителя есть нули, значение
выражения с переменной, развитию вычислительных навыков.

19.05.25

Приемы письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в
частном получается однозначное число, развитие умений решать текстовые
задачи, находить значения выражений с переменными , определять верные и
неверные неравенства. Развитие умений применять алгоритмы письменного
деления на трехзначное число, выполнять проверку вычислений, вычислений
с именованными числами, решать текстовые задачи, находить значения
выражений с переменными, соблюдать порядок выполнения действий в
числовых выражениях со скобками.
Создавать условия для систематизации и уточнения полученных знаний,
закрепления и совершенствования формируемых умений.

32.

33.
Нумерация. Выражения и
уравнения.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание.

34.

Диагностика

26.05.25

Определение пословиц, разбор примеров, подбор к конкретным
ситуациям.Составление пословиц из набора слов, подбор соответствующего
значения.Чтение стихов, басен, подбор соответствующих пословиц,
характеризующих смысл текстов.
Развитие умений раскладывать множитель на удобные слагаемые,
сравнивать распределительное и сочетательное свойства умножения,
составлять верные неравенства и задачи по выражению, соблюдать порядок
выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Чтение текста, ответы на вопросы, выделение главной мысли. Определение
текста. Чтение коротких текстов и ответ на вопросы: о ком, о чем, что
говорится.

Планируемые результаты в конце 4-го класса обучающийся знает/понимает/умеет:
- названия и последовательность чисел в пределах 1000 000;
- порядок выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
-читать, записывать пределах миллиона;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- решать задачи в 1—3 действия;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-составлять предложение из частей, логически связанных друг с другом, основываясь на понимании их взаимосвязи;
-объяснять значения пословиц; понимать скрытый смысл;
-объяснять, подбирать другие пословицы с аналогичным значением;
-решать логические задачи.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
 удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов;
 умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц;
 умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к
определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения;
 умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию;
 умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения;
 умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 понимании и удержании инструкции;
 умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий);
 умении оценить результат действий;
 умении выслушивать не перебивая;
 умении сопоставлять результат с образцом.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
 умении аргументировать свое мнение;
 умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
 стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
 умении адекватно оценить свое поведение;
 умении адекватно оценить поведение партнера;
 готовности помочь партнеру в решении проблемы.

Программно-методические обеспечения:
-диагностический материал с методическими рекомендациями;
-демонстрационный материал по предметам;
-игровые коррекционно-развивающие пособия;
- дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;
-учебные пособия по развитию математических представлений;
-детская литература;
-цифровые образовательные ресурсы;
-наглядный материал по лексическим темам (для индивидуальных и групповых занятий);
-наглядный материал по речемыслительной деятельности (опорные карточки для индивидуальных и групповых занятий);
-презентации;
-дидактические игры и пособия;
-В.В. Коноваленко, С.В., Коноваленко: Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности;
-В.В. Коноваленко, С.В., Коноваленко: Многозначность существительных в русском языке. 80 цветных карточек;
-В. Коноваленко, С.В., Коноваленко: Многозначность глаголов в русском языке. 80 цветных карточек;
-демонстрационный материал для фронтальных занятий Антонимы. Издательство Книголюб;
-игровое пособие «Слова – обобщения». 130 карточек. ФГОС;
-обобщающие понятия. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство Книголюб;
-развивающие печатные материалы: сайт beclever.сс;
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Разнообразный дидактический материал: наборы основных геометрических фигур и тел, счетный материал (предметный, картинный), фишкизаместители, индивидуальные наборы счетных палочек. Для работы в тетради используются тетради в крупную клетку, карандаши (простой и
цветные).
Литература:
-Учебное пособие Акимовой М.К.\ Козловой В.Т. “Психологическая коррекция умственного развития школьников”, по программе 1 года обучения
«Развитие мыслительных действий с понятиями», рецензенты: д-р психологич. Наук, член-корреспонд-т Акдемии образования РФ, проф-р И.В.
Дубровина; канд. Психологич. Наук, доцент МГППИ Г.П. Логинова
-Е.В. Языканова Развивающие задания 1-4 класс. ФГОС

Протокол обследования учащегося 4 класса.
Ф.И. учащегося _______________________________ возраст______
Учитель-дефектолог _____________________________________________________
Исследуемые параметры
Константность,
целостность, осмысленность
восприятия
Часть и целое

Содержание
Зрительное восприятие
Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные»
изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры».
Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и
синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими

Динамика усвоения
Начало Середина
Конец

элементами.
Пространственно-временные представления
Использовать
в
речи пространственные термины, предлоги. Понимать и
Ориентировка в ближайшем
употреблять логико-грамматические конструкции.
пространстве
Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток.
Временная ориентировка
Ориентироваться по часам.
Складывать узоры из кубиков (9-16 кубиков).
Конструирование
Внимание
Таблица Шульте.
Объем, устойчивость
Концентрация, переключение Корректурная проба.
Память
Запоминание 10 символов.
Зрительная память
Запоминание 10 слов.
Слухоречевая память
Воспроизведение 10 слов через 20-30 минут.
Тормозилось следов
слухоречевой памяти
Ассоциативное запоминание.
Смысл помогает
запоминанию
Мышление
Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять
Причинно-следственные
серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный
зависимости
рассказ.
Понимание скрытого смысла Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, пословиц.
Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и вербальном уровне,
Обобщение
Объяснять свой выбор, проводить обобщения.
Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно
Выделение существенных
найденному основанию, сравнивать понятия.
признаков
Программные знания
Числовой ряд в пределах 1000.
Математика
Разряды чисел в пределах 1000.
Чтение и запись чисел в пределах 1000.
Навык устных и письменных вычислений в пределах 1000.
Решение простых и составных задач.
Таблица умножения.
2-ое полугодие
Разряды и классы в пределах 1 000 000.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение, вычитание.
Умножение и деление.
Названия компонентов и результатов арифметических действий.
Таблица умножения.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Решение задачи в 1—3 действия.
Критерии оценки:
1 – не сформировано
2 – в стадии формирования
3 – сформировано частично
4 – сформировано
5 – закреплено

Приложение 2

№ п/п
1.

Разделы
Мышление

Диагностика развития учащихся
Методики
-Простые аналогии.
-Исключение лишнего.
-Изучение скорости мышления.
-Подбор парных аналогий.
-Простые невербальные аналогии.
-Выделение двух существенных признаков.

Источники
1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
2. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей, С. Д. Забрамная,

-Исключение предметов.
-Методика для исследования уровня
сформированности понятийного мышления.
-Понимание переносного смысла метафор,
пословиц и поговорок.
-Понимание прочитанного текста.
-Понимание сюжетной картины.
-Составление рассказа по последовательному ряду
картинок, объединенных единым сюжетом.
- Определение типа памяти
- Изучение логической и механической памяти.
- Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия).
- Запоминание двух групп слов.
- Исследование зрительной памяти.

2.

Память

3.

Внимание

- Изучение переключения внимания.
- Исследование особенностей распределения
внимания
(методика Т.Е. Рыбакова).
- Методика Пьерона — Рузера.
- Корректурная проба.
- Таблицы Шульте.
- Счет по Е. Крепелину.

4.

Восприятие

-Узнавание реалистических изображений.
- Узнавание перечеркнутых изображений.
- Узнавание наложенных изображений (фигуры
Поппельрейтора)
-Узнавание недорисованных изображений.
- Буквенный гнозис.

О.В. Боровик, «Владос», 2002
3.От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического
изучения
детей
в
дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.
Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
2. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей, С. Д. Забрамная,
О.В. Боровик, «Владос», 2002
3.От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического
изучения
детей
в
дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.
Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
2. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей, С. Д. Забрамная,
О.В. Боровик, «Владос», 2002
3.От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического
изучения
детей
в
дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.
Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
2. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей, С. Д. Забрамная,
О.В. Боровик, «Владос», 2002
3.От диагностики к развитию» / Материалы для
психолого-педагогического
изучения
детей
в
дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.

6.

Сформированность
пространственных
представлений.

- Понимание и употребление предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаиморасположение объектов.
- Складывание разрезных картинок.

7.

Понимание сложных логикограмматических речевых
конструкций

- Узнавание и понимание инвертированных и
пассивных речевых конструкций.
- Понимание временных последовательностей и
интервалов времени.
- Понимание условий задач.

8.

Развитие мелкой моторики

- Графические пробы
- Анализ школьных тетрадей

Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
1. Диагностический комплект исследования
особенностей развития познавательной сферы детей
дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».