Пояснительная записка
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного
занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется
психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их
поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ
осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода.
Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих
детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных
пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная
подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие –
это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее
предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие
является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации
человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно
учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является
сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать
наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные
признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные
представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать
смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для
этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и
важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические
особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того,
обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию
учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно
отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими , как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном
усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на
практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения
эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают
ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих
учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал,
нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание
вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно
определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2
группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Обучающиеся 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания,
после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока
они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно
выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о
затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного
материала. Кроме того, школьникам трудно применить казалось бы хорошо выученный
материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом
низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они
нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них
недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при
выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками
используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят
ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто
механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается
фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических
действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием
корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.
Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов
может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит
развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то
процесса.
Календарно – тематическое планирование
9 класс ( 34 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)
№ п\п
1.
2.
3.
Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного
восприятия (Методика
«Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия,
«Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
Оценка восприятия
пространства, уровня
сформированности
восприятия: объем,
наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
Диагностика устойчивости и
произвольности внимания
(таблицы Шульте)
Исследование переключения и
концентрации внимания
(методика «Красно – черная
таблица»)
Исследование продуктивности
и устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки»)
Исследование
избирательности и
устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову»).
Определение уровня внимания
и работоспособности
(Методика «Счет»)
Диагностика развития памяти:
Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика
«Запоминание двух групп
слов»).
Диагностика смысловой
памяти (Методика
«Пиктограмма», «Тройки
слов»).
Диагностика зрительной
памяти (методика
«Исследование зрительной
Кол-во
часов
1
Дата
03.09.
1
10.09.
1
17.09.
4.
Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (6 ч)
5.
6.
7.
8.
памяти»)
Диагностика логической и
механической памяти
(Методика «Запомни пару»)
Диагностика скорости
запоминания, точности,
прочности запоминания,
организованности памяти
Диагностика развития мышления:
Диагностика степени
сформированности
мыслительных процессов
(сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ,
синтез).
Диагностика наглядно –
образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
Исследование скорости
протекания мыслительных
процессов.
Диагностика развития
логического мышления
(методики «Четвертый
лишний», «Сохранение
массы»)
Упражнения для развития
восприятия:
Упражнение «Таблица
графических изображений»
Упражнение «Таблица цифр»
Упражнение «Таблица
геометрических фигур»
Упражнение «Таблица букв»
Упражнение «Нарисовать
объект, пользуясь набором
фигур»
Коррекция и развитие восприятия
цвета:
Методика «Назови цвет» М.
Монтессори
Игра «Цветные картинки»
Таблицы геометрических
фигур
Коррекция и развитие способности к
восприятию целого по частям:
Упражнение «Составь целое из
частей»
Упражнение «Составь
фигуры»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
1
24.09
1
01.10
1
08.10
1
15.10
1
22.10
9.
Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (7 ч)
10.
11.
12.
13.
14.
Игра «Развиваем
наблюдательность»
Игра «Самые
наблюдательные»
Игра «Определи длину
отрезка»
Игра «Определи размер на
ощупь»
Игра «Делим на части»
Игра «Угадай голоса»
Игра «Развиваем чувство
времени»
Игра «На какой странице
закладка»
Коррекция и развитие
пространственного восприятия:
Упражнение «Определи
положение предметов»
Упражнение «Найди место»
Упражнение «Определи
правую и левую сторону»
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации
и устойчивости внимания:
Игра «Корректурная проба»
Игра «Слова - невидимки»
Счет по командам
Игра «Синтез слов и звуков»
Методика «Таблицы Шульте»
Коррекция и развитие переключения
внимания:
Игра «Хлопни - встань»
Игра «Не пропусти
профессию»
Игра «Нарисуй и закрась
треугольники»
Методика «Красно – черная
таблица»
Игра «Два дела
одновременно»
Методика Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного
внимания:
Игра «Минутка»
Игра «Правая, левая»
Игра «Запретное движение»
Игра «Что изменилось?»
Игра - разминка «Исходное
положение»
Упражнение «Точки»
Коррекция и развитие
наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»
1
05.11
1
1
12.11.
1
19.11.
1
26.11.
1
03.12.
15.
16.
Коррекция,
развитие и
диагностика памяти
(7 ч)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Методика «Сравниваем
картинки»
Упражнение «Чей это дом?»
Коррекция и развитие распределения
внимания
Игра «Нос, пол, потолок»
Методика «Два дела
одновременно»
Игра «Повторяем движения»
Игра «Считай и двигайся»
Развитие объема внимания:
Игра «Кто внимательнее»
Упражнение «Колесо
обозрения»
Игра «Поиск предмета»
Игра «Знаем ли мы
пословицы»
Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти.
Упражнения для тренировки памяти:
Логически не связанный текст
Логически связанный текст
Лица с именами и фамилиями
Пересказ текстов
Упражнения, направленные на
развитие способности устанавливать
связи между элементами материала:
Нелогичные парные
ассоциации
Ассоциативное мышление
Двойная стимуляция памяти
Упражнения, направленные на
развитие слуховой памяти:
Игра «Снежный ком»
Игра «Я положил в мешок»
Игра «Восстанови
пропущенное слово»
Упражнение «Скороговорки и
считалки»
Развитие тактильной памяти:
Игра «передача
воображаемого предмета»
Игра «Конспиратор»
Игра «Тактильный образ»
Развитие произвольной памяти:
Упражнение «Я фотоаппарат»
Упражнение «Запомни порядок»
Упражнения, направленные на
развитие зрительной памяти:
Запомни порядок
Игра «Кто больше увидит и
запомнит»
Игра «Штирлиц»
1
10.12.
1
17.12.
1
1
24.12
14.01.
1
21.01
1
28.01.
1
04.02.
1
11.02.
1
18.02.
Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (5 ч)
24.
25.
26.
27.
28.
Упражнение «Портрет»
Упражнение «Фигуры»
Диагностика развития памяти
Тренинг мышления.
Интеллектуальные игры:
«Поиск общего»
«Что лишнее?»
«Поиск предметов,
обладающих общими
свойствами»
«Поиск предметов с
противоположными
свойствами»
«Учимся формулировать
определения»,
«Учимся выражать мысли
другими словами»,
«Ищем возможные причины»,
«Построение сообщения по
алгоритму»
«Выражения. Слова наоборот»
«Учимся замечать главное»
«Узнаем зашифрованные
предложения»
Коррекция, развитие наглядно –
образного мышления:
Задачи на составление
заданной фигуры из
определенного количества
палочек
Упражнение «Платочек»
Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Найди
закономерность»
Коррекция и развитие словесно –
логического мышления:
Упражнение «Раздели на
группы»
Логические задачи
Задачи на сравнение
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
Упражнение «Отделение
формы понятия от его
содержания»
Упражнение «Установление
связи между понятиями»
Упражнение «Формирование
способности оперировать
смыслом»
Упражнение «Выделение
существенных признаков для
сохранения логичности
1
1
25.02.
04.03.
1
11.03.
1
18.03.
1
25.03.
Развитие
коммуникативных
навыков (1 ч)
Заключительная
диагностика (4 ч)
32.
суждений»
Диагностика развития мышления
Игры:
«Путаница»
«Колечко»
«Мячик с путаницей»
«Передай предмет»
«Комплименты»
«Я не знаю»
«Моргалки»
«Лабиринт»
«Ассоциации»
«Неудобная ситуация»
«Кораблекрушение»
Диагностика восприятия
33.
34.
35.
Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления
29.
30. 31.
1
2
08.04.
15.04.
22.04
1
29.04.
1
1
1
06.05.
13.05.
20.05.