Дефектология 9 класс

Пояснительная записка
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного
занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется
психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их
поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ
осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода.
Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих
детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных
пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная
подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В структуре занятий выделяются:
 Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
 Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие –
это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее
предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие
является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации
человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно
учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является
сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать
наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные
признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные
представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать
смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
 Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
 Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для
этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
 Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и
важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
 Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические
особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того,
обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию
учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно
отсталые учащиеся делятся на 4 группы.

1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими , как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном
усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на
практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения
эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают
ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих
учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал,
нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание
вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно
определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2
группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Обучающиеся 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания,
после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока
они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно
выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о
затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного
материала. Кроме того, школьникам трудно применить казалось бы хорошо выученный
материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом
низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они
нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них
недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при
выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками
используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят
ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто
механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается
фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических
действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием
корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.
Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов
может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит
развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то
процесса.

Календарно – тематическое планирование
9 класс ( 34 ч)

Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№ п\п
1.

2.

3.

Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного
восприятия (Методика
«Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия,
«Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия
пространства, уровня
сформированности
восприятия: объем,
наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания
(таблицы Шульте)
 Исследование переключения и
концентрации внимания
(методика «Красно – черная
таблица»)
 Исследование продуктивности
и устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки»)
 Исследование
избирательности и
устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову»).
 Определение уровня внимания
и работоспособности
(Методика «Счет»)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика
«Запоминание двух групп
слов»).
 Диагностика смысловой
памяти (Методика
«Пиктограмма», «Тройки
слов»).
 Диагностика зрительной
памяти (методика
«Исследование зрительной

Кол-во
часов
1

Дата
03.09.

1

10.09.

1

17.09.

4.

Коррекция,
развитие и
диагностика
восприятия (6 ч)

5.

6.

7.

8.

памяти»)
 Диагностика логической и
механической памяти
(Методика «Запомни пару»)
 Диагностика скорости
запоминания, точности,
прочности запоминания,
организованности памяти
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности
мыслительных процессов
(сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ,
синтез).
 Диагностика наглядно –
образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
 Исследование скорости
протекания мыслительных
процессов.
 Диагностика развития
логического мышления
(методики «Четвертый
лишний», «Сохранение
массы»)
Упражнения для развития
восприятия:
 Упражнение «Таблица
графических изображений»
 Упражнение «Таблица цифр»
 Упражнение «Таблица
геометрических фигур»
 Упражнение «Таблица букв»
 Упражнение «Нарисовать
объект, пользуясь набором
фигур»
Коррекция и развитие восприятия
цвета:
 Методика «Назови цвет» М.
Монтессори
 Игра «Цветные картинки»
 Таблицы геометрических
фигур
Коррекция и развитие способности к
восприятию целого по частям:
 Упражнение «Составь целое из
частей»
 Упражнение «Составь
фигуры»
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:

1

24.09

1

01.10

1

08.10

1

15.10

1

22.10

9.

Коррекция,
развитие и
диагностика
внимания (7 ч)

10.
11.

12.

13.

14.

 Игра «Развиваем
наблюдательность»
 Игра «Самые
наблюдательные»
 Игра «Определи длину
отрезка»
 Игра «Определи размер на
ощупь»
 Игра «Делим на части»
 Игра «Угадай голоса»
 Игра «Развиваем чувство
времени»
 Игра «На какой странице
закладка»
Коррекция и развитие
пространственного восприятия:
 Упражнение «Определи
положение предметов»
 Упражнение «Найди место»
 Упражнение «Определи
правую и левую сторону»
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации
и устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по командам
 Игра «Синтез слов и звуков»
 Методика «Таблицы Шульте»
Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти
профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась
треугольники»
 Методика «Красно – черная
таблица»
 Игра «Два дела
одновременно»
 Методика Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Минутка»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Что изменилось?»
 Игра - разминка «Исходное
положение»
 Упражнение «Точки»
Коррекция и развитие
наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»

1

05.11

1
1

12.11.

1

19.11.

1

26.11.

1

03.12.

15.

16.

Коррекция,
развитие и
диагностика памяти
(7 ч)

17.
18.

19.

20.

21.

22.

23.

 Методика «Сравниваем
картинки»
 Упражнение «Чей это дом?»
Коррекция и развитие распределения
внимания
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела
одновременно»
 Игра «Повторяем движения»
 Игра «Считай и двигайся»
Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо
обозрения»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Знаем ли мы
пословицы»
Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти.
Упражнения для тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
Упражнения, направленные на
развитие способности устанавливать
связи между элементами материала:
 Нелогичные парные
ассоциации
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
Упражнения, направленные на
развитие слуховой памяти:
 Игра «Снежный ком»
 Игра «Я положил в мешок»
 Игра «Восстанови
пропущенное слово»
 Упражнение «Скороговорки и
считалки»
Развитие тактильной памяти:
 Игра «передача
воображаемого предмета»
 Игра «Конспиратор»
 Игра «Тактильный образ»
Развитие произвольной памяти:
Упражнение «Я фотоаппарат»
Упражнение «Запомни порядок»
Упражнения, направленные на
развитие зрительной памяти:
 Запомни порядок
 Игра «Кто больше увидит и
запомнит»
 Игра «Штирлиц»

1

10.12.

1

17.12.

1
1

24.12
14.01.

1

21.01

1

28.01.

1

04.02.

1

11.02.

1

18.02.

Коррекция,
развитие и
диагностика
мышления (5 ч)

24.
25.

26.

27.

28.

 Упражнение «Портрет»
 Упражнение «Фигуры»
Диагностика развития памяти
Тренинг мышления.
Интеллектуальные игры:
 «Поиск общего»
 «Что лишнее?»
 «Поиск предметов,
обладающих общими
свойствами»
 «Поиск предметов с
противоположными
свойствами»
 «Учимся формулировать
определения»,
 «Учимся выражать мысли
другими словами»,
 «Ищем возможные причины»,
 «Построение сообщения по
алгоритму»
 «Выражения. Слова наоборот»
 «Учимся замечать главное»
 «Узнаем зашифрованные
предложения»
Коррекция, развитие наглядно –
образного мышления:
 Задачи на составление
заданной фигуры из
определенного количества
палочек
 Упражнение «Платочек»
 Упражнение «Лабиринт»
 Упражнение «Найди
закономерность»
Коррекция и развитие словесно –
логического мышления:
 Упражнение «Раздели на
группы»
 Логические задачи
 Задачи на сравнение
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Упражнение «Отделение
формы понятия от его
содержания»
 Упражнение «Установление
связи между понятиями»
 Упражнение «Формирование
способности оперировать
смыслом»
 Упражнение «Выделение
существенных признаков для
сохранения логичности

1
1

25.02.
04.03.

1

11.03.

1

18.03.

1

25.03.

Развитие
коммуникативных
навыков (1 ч)

Заключительная
диагностика (4 ч)

32.

суждений»
Диагностика развития мышления
Игры:
 «Путаница»
 «Колечко»
 «Мячик с путаницей»
 «Передай предмет»
 «Комплименты»
 «Я не знаю»
 «Моргалки»
 «Лабиринт»
 «Ассоциации»
 «Неудобная ситуация»
 «Кораблекрушение»
Диагностика восприятия

33.
34.
35.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

29.
30. 31.

1
2

08.04.
15.04.
22.04

1

29.04.

1
1
1

06.05.
13.05.
20.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».