Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Карта – второй язык географии» разработана на основе
следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
2. Фундаментального ядра содержания общего образования.
3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения.
4. Примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса.
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.
О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н.
Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое
географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой
кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а
результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”.
Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития
личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой
деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития
географической оболочки через формирование картографической грамотности
обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими
продуктами.
Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.
Актуальность курса.
Курс «Карта – второй язык географии» предполагает развитие у обучающихся
практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных
экономических, политических и культурных связей, международного туризма является
важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более
успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится
пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать
и анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что
является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения
географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность
подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в
качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание
географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они
смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны,
города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются
статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи
(метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к
государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольноизмерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать
ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает
овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию
самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.
География – единственный школьный предмет, который объединяет общественнонаучные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру
молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические,
экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь
природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное
значение географии.
Место курса в системе географического образования в школе.
Программа курса «Карта – второй язык географии» ориентирована на обучающихся 8-9
классов, спланирована на 35 часов в год (1 час в неделю) и предназначена в качестве курса
по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся
5-6 классов, изучающих географию в рамках школьных программ. Возраст учащихся: 1113 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 2 года.
Содержание курса «Карта – второй язык географии» в основной школе представляет
собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является
основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “Карта –
второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования
картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с
сокращение количества часов в основных курсах географии.
Форма организации занятий: кружок.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце
учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой
по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом
реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие
достижения картографии, а доступность достигается путем применения
современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных
особенностей обучающихся.
Этапы реализации программы:
8-9 классы. Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели
Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование
картографической грамотности школьников.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование интереса к географии;
дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах
геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах,
аэрофотоснимках, космических снимках;
обучить умению внимательно читать и работать с картографической и
аэрокосмической информацией, понимать карту:
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические
знания для организации своей жизнедеятельности;
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших
взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представления о топонимике и происхождении географических
названий;
формирования представления о странах мира.
Содержание курса “Карта – второй язык географии . Географические модели Земли”
(8-9 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои
мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе),
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т. д.
Требования к результатам. 6 класс.
Тема
Уроки
понимания
карты.
Географиче
ская карта.
Метапредметные
коммуникативные:
продолжить обучение в
эвристической беседе;
выделять главную мысль
в тексте (смысловое
чтение);
добывать недостающую
информацию с помощью
(13 часов)
Предметные
Обучающийся
должен уметь объяснять:
особенности изображения
земной поверхности на
географических картах и
глобусе;
.значение и
рациональность
Личностные
развитие
личностной
рефлексии,
толерантности;
формирование
коммуникативно
й
компетентности
в
карт.
регулятивные:
уметь самостоятельно
выделять
познавательную цель,
необходимую
информацию;
ставить учебную задачу
под
руководством учителя;
планировать свою
деятельность под
руководством учителя;
выслушивать и
объективно оценивать
другого;
уметь вести диалог,
вырабатывая общее
решение;
применять методы
информационного
поиска.
использования карт
различного содержания в
конкретной учебной
ситуации и различных
областях сферы
деятельности человека;
приводить примеры
географических карт.
Обучающийся
должен умение
определять:
географические
координаты объектов по
физической карте
полушарий и объекты по
их координатам;
определять абсолютные
высоты (глубины)
территорий (акваторий)
географических объектов.
Обучающийся
должен уметь
находить и
называть сходства
и различия в
изображении
элементов
градусной сети на
глобусе и карте;
распознавать и
показывать
географические
объекты на
географических
картах (простое
чтение
географических
карт).
познавательные:
Мы юные
картограф
ы.
уметь объяснять
особенности
тематических карт;
уметь объяснять
значение
географических карт.
коммуникативные:
(8 часов)
добывать недостающую
информацию с помощью
карт атласа и
электронного
приложения;
формировать навыки
учебного
сотрудничества в ходе
сотрудничестве
со
сверстниками.
Обучающийся
должен уметь объяснять:
особенности
рельефа суши;
уметь объяснять
взаимосвязи
природных
явлений и строения
формирование
целостного
мировоззрения,
формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на
основе
алгоритма
групповой работы.
регулятивные:
ставить учебную задачу
под
руководством учителя;
планировать свою
деятельность под
руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для
сравнения фактов,
явлений;
выслушивать и
объективно оценивать
другого;
уметь вести диалог,
вырабатывая общее
решение.
земной коры;
объяснять значение
карт различного
участие в
социально
содержания.
значимом труде.
Обучающийся
должен умение
определять:
отличительные
особенности
изображений
земной
поверхности;
выявлять связи и
зависимости между
отображаемыми на
карте
географическими
явлениями,
обобщать,
полученные на
основе анализа
карты, сведения,
высказывать
суждения о
явлениях
непосредственно
на карте не
обозначенных
(сложное чтение
географической
карты).
познавательные:
выделять специфические
различия карт;
устанавливать с
помощью тематических
карт географическое
положение вулканов и
гейзеров;
делать выводы о
значении карт;
уметь объяснять
взаимосвязи природных
явлений и строения
земной коры.
выполнения
задачи;
Обучающийся
должен уметь
использовать
приобретенные
знания и умения в
практической
деятельности и
повседневной
жизни;
использовать
различные
источники
географической
информации для
поиска и
извлечения
информации;
Мы юные
коммуникативные:
топонимист
формировать навыки
ы
учебного
сотрудничества в ходе
(8 часов)
индивидуальной и
групповой работы;
организовать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками;
общественно полезная
практика по созданию
проекта.
регулятивные:
ставить учебную задачу
и планировать свою
деятельность под
руководством учителя;
искать и выделять
необходимую
информацию.
познавательные:
Страны
мира
работать с текстом и
нетекстовыми
компонентами;
уметь объяснять
происхождение
названий
географических
объектов.
коммуникативные:
(6 часов)
формировать навыки
учебного
сотрудничества в ходе
индивидуальной и
групповой работы;
добывать недостающую
использовать
приобретенные
знания и умения в
практической
деятельности и
повседневной
жизни.
Обучающийся
должен уметь объяснять:
объяснять значение
понятий: «топонимика»,
«топонимист»;
происхождение названий
географических объектов;
Обучающийся
должен уметь:
рассказать о
происхожденииназваний
географических объектов
своей местности;
создавать письменные
тексты и устные
сообщения о
происхождении названий
географических объектов
на основе нескольких
источников информации,
сопровождать
выступление
презентацией;
развитие
личностной
рефлексии,
толерантности;
формирование
познавательного
интереса к
предмету
исследования;
формирование
навыков работы
по образцу;
участие в
социально
значимом труде.
использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни.
Обучающийся
должен умение
определять:
и показывать по карте
местоположение
отдельных стран Европы.
Обучающийся
формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на
основе
алгоритма
выполнения
задачи;
информацию с помощью
художественной
литературы и карт.
регулятивные:
ставить учебную задачу
и планировать свою
деятельность под
руководством учителя;
выслушивать и
объективно оценивать
другого.
познавательные:
преобразовывать информацию
из одного вида в другой;
использовать карты как
источник информации;
создавать объяснительные
тексты.
должен уметь:
называть объекты
культурного наследия;
приводить примеры
сказок;
показывать на карте
страну, в которой
проживает автор сказки;
наносить на карту и
правильно подписывать
географические объекты;
составлять простые
картосхемы;
формирование
познавательного
интереса к
предмету
исследования;
формирование
навыков работы
с картами по
образцу.
формулировать
своё отношение
к культурному и
наследию
народов Европы.
создавать письменные
тексты и устные
сообщения на основе
нескольких источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией;
самому создавать
источники информации
разного типа и для разных
аудиторий;
предлагать маршруты
путешествий.
Содержание программы.
9 класс. 35 часов.
Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)
Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной
поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус –
модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая
долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной
поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.
Практические работы:
1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и
полуостровов.
2. Определение географических координат.
3. Составление географического описания по карте.
4. Проект “Использование географических карт”.
Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)
Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта
“Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы.
Гейзеры.
Практические работы:
1. Определение способов картографического изображения, применяемых на
географических картах школьного атласа
2. Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.
Тема 3. Мы юные топонимисты. (8 часов)
Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре.
Топонимика своей местности.
Практические работы:
1. Географические названия своей местности.
2. Проект “Каталог географических названий Тамбовской области”
Тема 4. Страны мира. (4 часа)
Сколько стран на Земле. Страны Европы.
Практическая работа.
1. Проект "Сказочная карта Европы".
Тематическое планирование-6 класс
№
Содержание темы
п/п
Практическая
работа
Количество
часов
1
Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая
карта.
7
13
2
Тема 2. Мы юные картографы.
4
8
3
Тема 3. Мы юные топонимисты.
4
8
4
Тема 4. Страны мира.
3
6
Итого:
35
Список литературы для учителя
1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в
процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
2. Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для
учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.
3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.
Просвещение, 1990 г.
4. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование:
проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
5. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической
культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической
конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.
6. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
7. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии
http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение,
2000 г.
9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр
“Вентана-Граф”, 2013 г.
10. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес,
1996 г.
11. Тихий В.И. Изучение географии Орловской области в школе. Орел, 1997 г.
Календарно – тематическое планирование. 6 класс.
№
п/
п
Разделы и темы
Практическая
работа
Коли
честв
о
Вид
занятия
Дата план
часов
Тема 1. Уроки понимания карты.
Географическая карта.
13
1
Многообразие
геоизображений.
1
2
Многообразие
географических карт.
1
3
Особенности
изображения земной
поверхности на
глобусе, космических
снимках.
1
4
Особенности
изображения земной
поверхности на
географических
картах.
Практическая работа:
«Сопоставление
очертаний материков,
морей и океанов,
крупных островов и
1
01.09
Занятие с
использов
анием
ИКТ
08.09
15.09
Занятие –
практику
мс
использов
анием
22.09
полуостровов».
Наличие искажений на
географических картах.
Представление о
картографических
проекциях и их видах.
5
Школа географа –
следопыта. Глобус –
модель Земли.
6
Практическая работа:
«Освоение метода
моделирования».
ИКТ
1
Практику
м
30.09
Игра «В поисках
капитана Гранта».
1
Игра
(аудиторн
ое)
29.09
7
Географические
координаты –
географическая
широта.
1
Практику
м
06.10
8
Географические
координаты –
географическая
долгота.
1
Практику
м
13.10
9
Способы
картографического
изображения:
изображение
неровностей земной
поверхности.
1
Практику
м
20.10
10
Игра «Найди свой
клад».
1
Игра
(аудиторн
ое,
подвижно
е)
10.11
11
Способы
картографического
изображения: значки,
линейные знаки,
знаки движения и
ареалы.
1
Занятие с
использов
анием
ИКТ
18.11
12
Использование
геоизображений.
Практическая работа:
«Составление
географического
описания по карте»
1
Практику
м
24.11
13
Защита проектов
«Использование
географических карт».
Практическая работа
1
Занятие практику
мс
использов
анием
01.12
Практическая работа:
«Определение
географических
координат»
ИКТ
Тема 2. Мы юные картографы.
8
14
Карты материков и
океанов, разнообразие
их содержания.
1
08.12
15
Анализ и
сопоставление карт
разной тематики.
1
15.12
16
Карта «Строение
земной коры».
Землетрясения.
1
17
Вулканы Земли.
1
18
Что такое гейзер?
1
19
Фотоколлаж
«Вулканы Земли».
1
Фотовыст
авка
19.01
20
21
Проект «Создаем
конструктор
литосферных плит».
2
Практику
м
26.01.
Практическая работа:
«Определение
способов
картографического
изображения,
применяемых на
географических картах
школьного атласа».
Практическая работа
над общим проектом
Занятие практику
мс
использов
анием
ИКТ
22.12
29.12
12.01
02.02
Тема 3. Мы юные топонимисты.
8
22
Что изучает
топонимика? Сколько
географических
названий на всем
земном шаре?
1
Диспут
09.02
23
О чем рассказывают
названия некоторых
стран.
1
Постанов
ка и
решение
проблемн
ых
вопросов
16.02
24
Курьезы топонимики.
Географические
названия - гулливеры
и лилипуты.
1
Занятие с
использов
анием
ИКТ
02.03
25
-
Географические
названия в
2
Занятие -
16.03
Подготовка проекта
26
художественных
фильмах и мультиках.
27
28
Географические
названия своей
местности.
Подготовка проекта
29
Защита проектов
«Каталог
географических
названий Тамбовской
области».
Практическая работа
над общим проектом
игра
23.03
2
Обществе
нно
полезная
практика
06.04
1
Практику
м
13.04
Диспут
20.04
Тема 4. Страны мира.
6
30
Сколько стран на
Земле?
1
31
32
Страны Европы.
2
33
Подготовка проекта
"Сказочная карта
Европы".
Подготовка проекта
1
Обществе
нно
полезная
практика
04.05
34
Защита проекта
"Сказочная карта
Европы".
Практическая работа
над общим творческим
проектом
1
Практику
м: защита
творческо
го
проекта
18.05
35
Олимпиада
Диагностическая
работа
1
Всего
35
27.04
25.05