Нормативная база
При составлении рабочей программы для внеурочной деятельности в 6-х классах по
предмету «Школа географа» учитель руководствуется следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) (далее ФГОС ООО);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №
699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
5. Примерная программа основного общего образования, соответствует требованиям к
обязательному минимуму содержания ФГОС ООО и имеет базовый уровень
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogoobshhego-obrazovaniya-3/
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
Туроверовская ООШ
7. Учебный план школы МБОУ Туроверовская ООШ на 2025-2026 учебный год.
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов «Школа географа» составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с
учетом авторской программы «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении
основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание
основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за
природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям,
доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной
жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать,
моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за
растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки
изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий и внеаудиторные занятия на свежем
воздухе. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к
окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический,
поисково-исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных,
коммуникативных).
Сетевое взаимодействие: реализация программы предполагает взаимодействие с отделом краеведения СПб ПДДТ (зав. отделом И.В.
Гороховец).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
Формы подведения итогов и реализации программы:
занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
индивидуальное моделирование и конструирование;
анализ источников информации;
подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Рабочая программа имеет
цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы,
происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с
народами и их культурой.
Рабочая программа способствует
решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:
1. формирование интереса к предмету;
2. формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
3. активизировать познавательную деятельность школьников;
4. повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
5. развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
6. побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по биологии, этнографии, астрономии,
физике, краеведению, музыке и изобразительному искусству.
Географическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона географического образования связана с формированием активных способов деятельности, духовная – с культурным
развитием человека.
Практическая полезность курса связана с развитием познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсу;
познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения,
формированием интеллектуальных умений.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий
обучения:
1. личностно - ориентированного обучения,
2. учебно – игровой деятельности,
3. проектной деятельности,
4. критического мышления,
5. информационно-компьютерная
6. квест-технология.
3. Общая характеристика курса.
В основу содержания учебного курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Материал курса сгруппирован в 6 разделов.
Материал первого раздела – «Географ - следопыт» знакомит школьников с принципами построения географических карт, учит навыкам
ориентирования на местности.
Второй раздел курса – «Географ - путешественник» - знакомит школьников с орбитой планеты, движениями Земли, Мировым океаном и
материками планеты.
Третий раздел «Географ – затейник» позволяет реализовать творческий подход школьников к изучению культуры разных народов мира:
обычаев и праздников; танцев и музыки; изобразительного искусства; сказок, легенд и пословиц.
Четвертый раздел «Географ – синоптик» знакомит школьников с наукой метеорологией и профессией синоптика. Наблюдения за погодой
и фенологическими явлениями природы отражают взаимосвязь географии и повседневной жизни, то есть позволит применить полученные
знания практически.
Пятый раздел «Географ – конструктор» и шестой раздел «Географ – экспериментатор» научат школьников создавать приборы своими
руками, а так же проводить интересные опыты, доказывающие географические закономерности.
Заключительным мероприятием запланирована экскурсия в антропогенный природный комплекс – парк «Динамо».
4. Место учебного курса в учебно- воспитательном плане.
Курс «Школа географа - исследователя» освещает темы, которые помогут сформировать у школьников знания основ географического
пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Материалы
курса дополнят учебный курс «География. Физическая география», и позволят обучающимся получить общие сведения о географических
оболочках в нетрадиционной форме. Курс в 6 классе изучается 34 часоа, 1час в неделю.
5. Ценностные ориентиры курса.
Ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:
1. осознание себя как члена общества (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
2. осознание целостности географической среды.
Ценностные ориентации, отражающие гармонично развитые социальные чувства и качества:
1. патриотизм, принятие духовных и нравственных ценностей;
2. любовь к своему Отечеству;
3. толерантное отношение к народам и странам мира;
4. уважение к природе, истории культуры, традициям российского и других народов;
5. осознание необходимости сохранения и рационального использования окружающей среды.
6. Учебно – тематический план.
№
Наименование раздела
1.
Географ - следопыт
5
2.
Географ - путешественник
12
3.
Географ - затейник
6
4.
Географ - синоптик
3
2
5.
Географ - конструктор
4
2
6.
Географ - экспериментатор
3
3
Итоговая экскурсия
1
1
Итого
34
12
Количество
часов
Экскурсии,
занятия на
улице.
4
1. Содержание программы.
Географ – следопыт - 5 часов.
Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов
школьного участка.
Географ - путешественник - 12 часов.
Путешествие по планете Земля. Изучение орбитального движения и влияния Космоса и Солнца на жизнь. Путешествие в центр планеты,
погружение в глубины океана, по материкам.
Географ - затейник - 6 часов.
Знакомство с народами мира, их культурой, обычаями и традициями.
Географ - синоптик- 3 часов.
Наблюдения за погодой. Составление прогноза погоды.
Географ - конструктор - 4 часа.
Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой.
Географ - экспериментатор – 3 часа.
Мини лаборатория и проведение опытов, доказывающих существование атмосферного давления, центробежной силы, разной плотности
воды.
Итоговая экскурсия - 1 час.
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения:
1. понимать смысл своей деятельности;
2. использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
3. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5. знать основные принципы и правила поведения в природе и обществе, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих
технологий;
Метапредметными результатами освоения учениками программы по географии являются:
1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных
источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и
окружающих;
4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения:
Обучающиеся должны знать (понимать):
1. основные географические понятия, термины;
2. место планеты в Солнечной системе, ее форму и размеры;
3. географические следствия движений Земли;
4. различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
5. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
6. особенности культуры народов мира;
7. особенности природы материков и Мирового океана.
Обучающиеся должны уметь:
1. анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
2. использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о
географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
3. находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
4. описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
5. определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
6. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
7. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты;
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления;
9. создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических
явлениях;
10. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической
информации;
11. сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления;
12. строить простые планы местности;
13. формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
14. читать географические карты, планы.
1. Календарно – тематическое планирование.
№
Дата
Тема
Виды учебной деятельности
Форма проведения
занятия
01.09.25
1.
Тема 1. Географ –
следопыт.
Ориентирование
на местности.
Регулятивные
Познавательные
Личностные УУД.
УУД
УУД
Коммуникативные.
Формирование
представлений
об
ориентировании
на местности,
умений
пользования
измерительными
приборами.
Решение проблемы:
как
сориентироваться
на местности без
спец оборудования?
Учиться работать в
команде и понимать
важность значения
ориентирования.
Внеаудиторное занятие.
2.
08.09.25
Работа с
компасом.
Определение
сторон
горизонта с
помощью
компаса
Проводить
маршрутную
съёмку местности и
составлять план
«Мой путь из дома
в школу»
Учимся работать в паре.
Внеаудиторное занятие.
3.
15.09.25
Движение по
азимуту.
Представление о
способах
определения
азимута и
Проводить
маршрутную
съёмку местности и
составлять план
Определение азимута
(работа в паре).
Внеаудиторное занятие.
расстояния на
местности.
«Мой путь из дома
в школу»
4.
22.09.25
Составление плана
местности.
Составление
простейшего
плана местности
школьного
участка.
Представление о
целях составления
планов различного
содержания и их
использовании
людьми разных
профессий.
Определять среднюю
длину своего шага в паре.
Внеаудиторное занятие.
5.
29.09.25
Ориентирование
по карте.
Представление о
географических
координатах.
Игра
«Зашифрованный
объект».
Понимание роли и
значения гео координат.
Аудитор
Тема 2. Географ путешественник.
Формирование
представлений о
внутреннем
строении Земли.
Учимся находить
достоверные
сведения в
источниках гео
информации и
формулировать
выводы.
Излагать свое мнение в
диалоге, аргументируя
его фактами.
Аудитор
Путешествие к
центру Земли
Анализ романа
Жюля Верна и
кадров из
фильма.
Составление
рисунков по теме.
Учимся выдвигать контр
аргументы в дискуссии.
Аудитор
Путешествие на
орбиту
Виртуальное
путешествие в
Космос.
Составление
модели. .
Работа в группе.
Аудитор
Путешествие на
орбиту
Формирование
представлений
об орбите Земли
и влиянии
Учимся строить
логически
Учимся различать в речи
другого факты и
доказательства.
6.
06.10.25
Путешествие к
центру Земли
7.
8.
9.
13.09.25
20.09.25
10.11.25
ное занятие
ное занятие
ное занятие
ное занятие
Аудитор
ное занятие
10. 17.11.25
11. 24.11.25
12. 01.12.25
Космоса и
Солнца на
жизнь планеты.
обоснованные
рассуждения.
Погружение в
Мировой океан
«Виртуальное»
изучение
морских
животных с
путеводителем
«Жизнь в
морских
глубинах».
Учимся
устанавливать
аналогии ,
причинноследственные связи.
Учимся определять новые
задачи в познавательной
деятельности.
Аудитор
Погружение в
Мировой океан
Создание шкалы
«Глубины
океана» и
определение с
помощью нее
морских
обитателей.
Исследование
глубин океана с
помощью разных
источников знаний.
Учимся отстаивать свою
точку зрения, приводить
аргументы и
подтверждать их
фактами.
Аудитор
Путешествие по
материкам.
Формирование
представлений о
континенте
«коротких
теней».
Находить
достоверные
сведения из
разнообразных
источников.
Осознание причин
уникальности материка.
Аудитор
Формирование
представлений о
самом
маленьком
континенте
планеты и его
Анализ и синтез
информации в игре.
Учимся работать в
команде.
Аудитор
Африка.
13. 08.12.25
Путешествие по
материкам.
Австралия.
ное занятие
ное занятие
ное занятие
ное занятие
удивительном
животном мире.
14. 15.12.25
Путешествие по
материкам.
Южная Америка.
15. 22.12.25
Путешествие по
материкам.
Северная
Америка.
16. 29.12.25
Путешествие по
материкам.
Евразия.
17. 12.01.26
Путешествие по
материкам.
Антарктида.
18. 19.01.26
Тема 3. Географ затейник.
Географ –
музыкант. Музыка
народов мира
Формирование
представлений о
самом влажном
материке
планеты.
Анализ карт и
картин.
Осознание причин
уникальности площади
влажных лесов материка.
Аудитор
Формирование
представлений о
старом и новом
свете для
европейцев.
Учимся обобщать
тематический
материал.
Учимся понимать
позицию другого.
Аудитор
Формирование
представлений о
самом большом
континенте
планеты.
Учимся играя.
Учимся создавать загадки
и описания.
Аудитор
Формирование
представлений о
самом южном
континенте
Земли.
Виртуальное
путешествие на
станцию Восток.
Учимся излагать свое
мнение в монологе.
Аудитор
Формирование
представлений
об этнической
музыке разных
народов мира.
Составление
поделки «Ловушка
снов» под музыку
индейцев.
Учимся осознавать
важность
мировоззренческих
позиций.
Аудитор
ное занятие
ное занятие
ное занятие
ное занятие
ное занятие
(этническая
музыка индейцев
Америки).
19. 26.01.26
20. 02.02.26
21. 09.02.26
22. 16.02.26
Географ –
художник
(рентгеновская
живопись
аборигенов
Австралии).
Формирование
представлений о
худ искусстве
народов мира.
Составление
рисунка в стиле
рентгеновской
живописи
аборигенов
Австралии.
Осознание важности
художественного
мировоззрения.
Аудитор
Географ – танцор.
Танцы народов
мира. (сиртаки – в
гостях у греков).
Формирование
представлений о
танцах народов
мира.
Танцуем Сиртаки.
Понимание культуры
другого народа.
Аудитор
Географ –
фольклорист
(легенды и сказки
народов мира).
Работа с
текстами легенд
и народных
сказаний.
Устанавливать
аналогии,
причинноследственные связи.
Коммуникативная
компетентность в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками.
Аудитор
Биогеограф.
Работа с
гербарием.
Работа с
гербарием.
Определение
растений разных
климатических
условий.
Создание игр
Отстаивать свою точку
биогеографического зрения, приводить
содержания.
аргументы и
подтверждать их
Создание
фактами.
географической
игротеки
«Узнай по контуру
дерево», «Найди на
рисунке контуры
животных»
ное занятие
ное занятие
ное занятие
Аудитор
ное занятие
23. 02.03.26
Географ – геолог
(изучение
минералов и
горных пород).
Создание
коллекции
горных пород
своей
местности.
Изучение горных
пород своей
местности и
проведение сбора
образцов.
Организовывать и
планировать учебные
действия с учителем и
одноклассниками.
Аудитор
ное занятие
24. 16.03.26
Тема 4. Географсиноптик.
Организация
фенологических
наблюдений и
Метеонаблюдения.
наблюдений за
погодой.
Учимся составлять
устное описание.
Понимание и принятие
процедуры
инструментального
определения
количественных
характеристик.
Внеаудиторное занятие.
25. 23.03.26
Обработка
результатов
Составление
метео
характеристики.
Учимся составлять
письменное
описание.
Осознание
метапредметности между
географией и
математикой.
Аудитор
Составление
прогнозов по
приметам.
Изучение
разнообразных
примет.
Учимся
анализировать и
делать вывод.
Осознание целостности
мира и разнообразия
взглядов на него.
Аудитор
Тема 5. Географ –
конструктор.
Изготовление
самодельного
нивелира.
Определение
относительной
высоты холма с
использованием
самодельного
нивелира на
местности.
Осознанное умение вести
диалог на основе
равноправных отношений
и взаимного уважении.
Мастерская
26. 06.04.26
27. 13.04.26
Создание
нивелира.
ное занятие
ное занятие
28. 20.04.26
Создание
барометра.
Изготовление
самодельного
барометра.
Измерение
атмосферного
давления
самодельным
барометром.
Осознание важности
уметь и делать что-либо
своими руками.
Мастерская
29. 27.04.26
Создание
флюгера.
Изготовление
самодельных
измерителей
направления и
скорости ветра
(флюгер).
Измерение
направления ветра с
помощью
созданного
прибора.
Учимся работать в
команде.
Мастерская
30. 04.05.26
Создание гномона.
Изготовление
солнечных
часов.
Определение
времени суток по
гномону.
Учимся работать в
команде.
Мастерская
31. 18.05.26
Тема 6. Географ экспериментатор.
Проведение
опытов,
доказывающего
существование
атмосферного
давления.
Проведение
опытов,
доказывающих
существование
центробежной
силы.
Поиск истины
опытным путем.
Самостоятельно для себя
определять новые задачи
в познавательной
деятельности,
планировать пути
достижения целей,
выдвигать решения
проблемы;,
Лаборатория
Формирование
представлений
об
антропогенном
Поиск истины
опытным путем.
осознавать конечный
результат. Определить
место науки в жизни.
Лаборатория Экскурсия.
Опыты по теме
«Атмосфера»
Опыты по теме
«Вращение
Земли»
32. 25.05.26
Опыты по теме
«Свойства воды»
Итоговая
экскурсия.
комплексе на
примере парка.
Учимся
путешествуя.
1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
2. Учебник «География».5-6 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
3. География. 5-6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС / А.В. Матвеев - М.:
«Просвещение», 2014.
4. География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс/ В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: - «Просвещение», 2015.
5. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / С.В.Банников, Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское
слово – учебник», 2014.
Литература к курсу:
1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2018.
2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: Аст - Пресс, 2011.
3. Выгонская Г.М. Занимательная география: что? Где? Когда? – М: Граф-Пресс, 2013.
4. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2018.
5. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2018.
6. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 2016.
Электронные издания:
1. География: 6 класс («1с»)
2. Геоэнциклопедия.
3. Детская энциклопедия подводного мира («новый диск»)
4. Земля во вселенной
5. Карта: физическая карта мира
6. Карта: физическая карта полушарий
7. Планета земля (часть 2), 6 класс (сфера)
8. Планета Земля: аудио энциклопедия, 2008. Современные чудеса света («новый диск»)
9. Страны мира (справочные сведения + таблицы)
10. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
Интернет-ресурсы:
1. Http: //www.gao.spb.ru/Russian
2. Http: //www.fmm.ru
3. Http: //www.mchs.gov.ru
4. Http: //www.national-geographic.ru
5. http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej