Пояснительная записка
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к
разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество
видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа
должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения
обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование
представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный
на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным
образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о
профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и
навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и
вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его
профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы;
расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды
профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и
методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней,
усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной
работы в школе может быть более эффективной, если:
Изменятся методологические основания построения педагогического
процесса в начальной школе;
Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов
формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
2
Будет создана пропедевтическая профориентационная
педагогическая
система начальной школы;
В содержание начального образования будут включены исследовательские
проектные виды деятельности;
Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении
единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания
качества проектной деятельности в начальной школе.
Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных
областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы
«Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования
социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с
профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной
подготовки. Таким образом, предлагаемая нами программа может стать первой ступенью в
системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором
психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие
человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек –
художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного
представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию
знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых
новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о
профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую
деятельность.
Данная программа предполагает реализацию через:
Внеурочную деятельность детей – программа «Тропинка в профессию»
(духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);
Внеклассную работу.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая
будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих
способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако
профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный
творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Комплексная программа «Тропинка в профессию» реализует направление духовнонравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных
предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ,
художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1 -4 класс).
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
3
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся
возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.
Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного
поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия.
Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих
способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов,
сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет,
плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию комплексной программы « Тропинка в профессию » в 1-м классе
отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в
неделю). Общий объём составляет 135 часов.
4
Актуальность
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество
сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации
младших школьников в учебно – воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов
работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной
становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации
уже с
воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении
детей к выбору профессии. Главное- это развитие внутренних психологических ресурсов
ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится
ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности
ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на
основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы
деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о
профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение
предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с
потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая
готовность к самоопределению.
Задачи:
познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных
профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в
будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка;
способствовать
формированию
нравственных
качеств:
доброты,
взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа
жизни.
5
Ожидаемые результаты прохождения комплексной программы «Тропинка в
профессию»:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало
формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в
конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде
всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате изучения комплексной программы «Путь к профессии» младший
школьник узнает:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приёмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной,
научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения комплексной программы
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными
результатами программы внеурочной деятельности по
комплексной программе «Тропинка в профессию » - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
6
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных
знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на
производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного
отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В
магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в
совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно)
свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
7
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
8
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации.
9
Содержание программы
«Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка
стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное,
газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание
газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто
самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра«Какой это знак». Ролевая игра драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова.
Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял
свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры.
Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово.Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая
книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие
команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс:
«Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс:
«Капитанов». Домашнее задание- сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции (корреспондент,
фотограф, художник, наборщик). Задание 2–«Вы – редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3–«Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 –«Вы – художники»
(выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием
газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались
новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи
(почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер.
с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах.
Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об
инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
10
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер
(человек-человек, человек-техника, человек -природа, человек - художественный образ,
человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название
улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С
чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем
начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если
строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться
проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой
вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская
слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с
подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу
требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен»(2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.
11