1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Час читателя» предназначена для организации внеурочной
деятельности по общекультурное направлению в 1-4 классах, направлена на
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к культуре.
Вид программы: тематическая
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения,
приобретенные на занятиях курса , в будущем станут положительной основой
для изучения русского языка и литературы в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы:
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста 7 – 11 лет.
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы,
интересующихся литературным творчеством,
направлена на формирование у
учащихся умения принимать нестандартные решения, творчески мыслить,
смело высказывать свои идеи.
1. Цель программы: Повышение уровня креативности речи
младших школьников; привитие интереса к литературному
творчеству.
Задачи:
1. учесть стартовый уровень речевой креативности детей при создании
творческих заданий;
2. привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
3. учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться
быть непонятым окружающими;
4. создать ситуацию комфортности и успешности творческой деятельности;
5. повысить уровень самооценки.
Ключевые понятия предметного содержания: познание, культура, общение,
миролюбие, творчество.
Педагогическая идея, положенная в основу реализации данной программы:
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование
предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения
учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе
обучения всем предметам.
Однако, чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, ребёнок может войти в мир творчества.
Современные образовательные программы предполагают развитие
речевого творчества, являясь одним из обязательных требований,
предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и
учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности,
не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Данная
программа представляет собой систему творческих заданий на развитие
речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня
словотворчества у детей младшего школьного возраста.
Эта планомерная
система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в
начальной школе.
Отличительные свойства программы:
1. Решает задачи формирования активной творческой личности.
2. Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть
мира и моё отношение к этому миру».
3. Развивает
у
младшего
школьника
представления
фундаментальности научных и творческих ценностей.
о
4. Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурнотворческой деятельности, нравственных правил и ключевых
социальных компетенций, обобщённых способов познания,
коммуникативной, практической и творческой деятельности.
5. Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование
речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного
рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к
рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой
человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему»
ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного
развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в
приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема
долженствования,
с одной
стороны,
искусственно
стимулирует
мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными
условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Например: - Как козлятам спастись от волка?
-
Помочь Колобку обхитрить лесных жителей?
Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более
отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем
более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации
отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik
различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
Через интуитивную прозорливость;
Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
Опосредование одних идей другими;
Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты
возникают в результате рекомбинации известных идей через новые
ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление
способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.
-Придумать фантастический рассказ о валенке и пуговице.
-Как победить Злодея с помощью лебединого пёрышка?
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века.
Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей,
массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое
количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому
отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное
решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов
ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет
право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
-Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и
мышам не даёт. Как мышам достать сыр?
-Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок…
-Люди придумали таблетки от сна и …
Метод синектики (Аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана
на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное –
чуждым.
В основании такой работы лежат 4 типа операций:
1 тип – Эмпатия В основе лежит отождествление самого изобретателя
с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого».
При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.
-Перепутали и поставили вазу с цветами в холодильник. Что при этом
чувствуют цветы?
2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях
знаний. Решать проблему:
-У фиалки сломался стебелёк. Как можно помочь цветку?
3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов,
поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.)
Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой
смородины»
Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств
4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо
процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы
(как в сказке) Если цветок долго не поливать….
Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до
водопроводного крана и поглощают влагу
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
-
1)Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2)Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3)Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог
дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке
зрения на объект.
4)Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том,
что представил или почувствовал.
Метод Каталога.
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце
(1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого
использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из
него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы
собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По
окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать
и придумать название.
Предлагаемые вопросы:
-Жил-был кто?
-Где он жил?
-Как он выглядел?
-Чем занимался?
-Кто ему помогал?
И т. д.
В дальнейшем, задаются блоки вопросов по схеме:
Положительный герой
----какой был?
----где жил?
----какие добрые дела творил?
Отрицательный герой
-----какой был?
-----где жил?
-----какие злые дела вершил?
Друзья положительного и отрицательного героев:
----Кто это?
----Кто помогал в делах?
Взаимодействие добрых и злых сил:
-----где и как это происходило?
-----как наказано было зло?
Собственное сочинение историй должно проходить достаточно в
быстром темпе и эмоционально со стороны ведущего (педагог выражает
то удивление, то ужас и т. д.) По отношению к сочинённому рассказу.
Метод контрольных вопросов:
Метод
предусматривает
развитие
творческого
мышления,
последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на
которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической
форме.
1. Дырявый шерстяной
носок
-Как по – новому можно применить объект?
-Как упростить и модернизировать его?
-Что можно увеличить (уменьшить)?
- Как преобразовать, перевернуть?
-Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка…)
Факультативный курс «Уроки речевого творчества» построен по
следующей схеме:
2. Технология творческого курса «Уроки речевого
творчества»
1.Игровые формы творческой деятельности;
2.Освоение элементов творчества в практической деятельности;
3.Обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие
продукты;
4.Формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества
людей, к своим результатам.
Работая по данной программе факультативного курса следует стремиться
превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы
в личность, которая, в дальнейшем, будет очень необходима и востребована
современным обществом.
Вид: Познавательная.
Формы внеурочной деятельности: занятия, проведение викторин, конкурсы,
интеллектуальные игры, использование занимательных материалов.
Психолого-педагогические принципы реализации программы:
Основные принципы программы:
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для
развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с
учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось,
изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к
окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что
его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более
активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была
искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное
достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и
структура программы:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и
учащихся.
На реализацию программы рекомендовано потратить 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Зачем уметь красиво говорить?»
Тренинговое занятие проводится в виде «Свечки». Дети активно
высказывают своё мнение на заданную тему для разговора. Вспоминают
случаи, где во время летних каникул им пригодились наши творческие
занятия. Хорошо, если разговор будет представлять собой обмен мнениями.
Обратить внимание на умение детей выслушивать ответы друг друга,
корректно реагировать на критику в свой адрес.
Вопросы для поддержания разговора (учителю)
Как бы вы чувствовали себя среди людей, которые говорят очень
красиво и правильно?
Если вы стали свидетелем грубого разговора двух школьников, ваша
реакция?
Приведите примеры из жизни, где необязательно соблюдать речевые
приличия
Можно ли делать замечания взрослому человеку, если он употребляет
в своей речи нецензурные выражения?
2. «Ах, если бы…,ах, если бы…»
Используя метод исключений, детям предлагается решить изобретательные
задачи.
«Если б не было зимы…» коллективно дети рассуждают хорошо это или
плохо. Рассматривают ситуацию «Вдруг после осени опять настало лето…»
Дети по своим суждениям делятся на две группы. Подготовка к
дискуссионной беседе. (Хорошо – Плохо). У каждого есть право высказать
свою точку зрения, если в ходе обсуждения, мнение ребёнка изменяется, он
может перейти на другую половину класса, к тем, которые придерживались
противоположной теории вопроса.
Дополнительные темы для обсуждения:
Если бы все дети воспитывались в детских дома, а не в семьях.
Если Новый год был бы летом
Если бы деньги были ледяными
Если жизнь человека длилась 200 лет
Если бы не было телевизора
3. «Что важней, что главней?»
Продолжается работа по использованию метода исключений. Главные герои
– Луна и Солнце. Кто из них важней и главней?
Как обычно, дети утверждают, что Солнце главней.
…Давайте представим такую ситуацию: Что Луна обиделась и улетела в
далёкий космос. Осталось одно солнце…Что в этом хорошего? Плохого?
В конце обсуждения дети приходят к выводу, что нельзя обойтись не без
солнца, не без луны. Важны оба светила.
4. Составление рассказа по готовой концовке:
Детям зачитывается отрывок окончания рассказа, по которому им
предлагается составить начало.
…Возвращались Великан и Лилипут из Царства Страха
уже
друзьям. Ярко светило ласковое солнышко, ветер приятно развивал
им волосы. И всё им теперь было ни по чём! Лилипут сидел в кармане
пиджака Великана, зорко обсматривая окрестности. Больше ему
нечего бояться, ведь у него есть такой друг! И от этого чувства на
душе становилось спокойно и радостно.
…Через раскрытое окно комната наполнялась весенним запахом и
чувством спокойствия. Мы сидели около окна и пили чай. Вся наша
семья была теперь в сборе. Как же это здорово!
….Что оставалось делать Лисе, Волку и Медведю? Мокрые, усталые
и злые поплелись они домой, а Братец Кролик и Братец Ёж
довольные тем, как они обманули простаков. Отправились в гости к
Матушке Пчеле и её помощницам..
Учитель выслушивает предположения детей по прогнозированию
возможного начала и развития сюжетной линии. Такой вид работы
проводится коллективно. Желательно, если учитель в конце занятия
предложит детям свою версию зачина рассказа.
5. Работа по восстановлению текста:
По готовому началу и концу рассказа следует придумать его кульминацию.
Это задание можно обыграть следующим образом: На большом листе (А-3)
печатными буквами написать начало и конец рассказа, а середину листа
аккуратно подпалить, создавая эффект обгорелого свитка.
…Ко мне попал странный свиток с каким-то текстом. Я пыталась
прочесть, но совершенно ничего не поняла. Давайте разберёмся вместе.
В одной сказочной стране жили добрые разноцветные человечки. Жили они
дружно и весело, но вдруг случилось ужасное – человечки стали
бесцветными…
…Теперь
разноцветные человечки свято берегут волшебную шкатулку с тюбиками
красок. И свято уверенны, что пока шкатулка с ними , всё в их сказочной
стране будет замечательно!
После коллективного восстановления текста предложите детям
нарисовать получившийся сюжет.
6. Изменение событий в рассказе в пользу главного героя:
Работа строится на классическом примере Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
После чтения рассказа, спросите у детей : «Хотели бы они изменить
окончание рассказа?», естественно, Вы получите от них положительный
ответ. После высказывания всевозможных идей следует коллективное их
обсуждение, выбор наиболее подходящего варианта.
Дополнительные темы для обсуждений:
Изменение событий (Волк съел Бабушку) «Красная Шапочка»
Смерть Коровушки – рус. нар. сказка «Крошечка – Хаврошечка»
Колобок
7. Составление рассказа о животном:
Первое самостоятельное сочинительство рассказа. По желанию, дети себе в
помощь, выстраивают «Волшебную дорожку»- алгоритм.
Животного выбирают дети сами. Попросите ребят объяснить , почему
они выбрали именно этого животного. Они должны суметь привести
довольно убедительные доводы своего выбора.
8. Презентация первого произведения:
Желательно превратить это занятие в настоящий праздник писателей. Важно
создать в классе обстановку творчества.
Для себя учитель фиксирует по работе каждого ученика:
-порядок изложения мыслей;
-развязка событий;
-наличие элементов ирреальности.
-заключение
9. Составление мини-рассказа.
При составлении рассказа дети должны использовать предлагаемые
учителем слова.
Морковь – притаился – замороженный;
Сказал – луковица – гордость;
Варежка – потолок – уснувший;
Слова следует подбирать, совершенно не связанные между собой по
смыслу.
10. Прогнозирование будущего:
Что будет с данным предметом через 20 лет? Отработка умения
выстраивать перспективу далёкого будущего. Использование метода
предположения.
Например:
Кем может вырасти Дядя Фёдор из Простоквашино?
Что станет с банкой из- под кетчупа?
с шерстяным носком?
дневником ученика второго класса?
лично с Вами? (каждый ребёнок рассказывает своё желаемое
будущее)
с президентом какой – либо (знакомой детям) торговой фирмы
11. Учимся давать словам лексическую характеристику:
-Слова потеряли своё «объяснение», помогите восстановить.
А) игра на соотнесение слова и его значения:
Чипсы
учебное заведение для детей от 6 до 16
лет;
Велосипед
транспортное средство, управляемое
кручением педалей;
ребёнок
тонко нарезанные ломтики картофеля,
обжаренные в масле;
школа
человек, не достигший зрелого возраста;
б) по готовому определению отгадать слово:
-отверстие в стене, через которое в комнату проникает дневной свет;
(окно)
-график, в котором содержится точное начало и завершение какоголибо мероприятия, дела, занятия; (Расписание)
Закреплением данного задания может послужить составление
небольшого кроссворда.
12.Принцип «Словаря»:
Детям предлагается список существительных, обозначающих конкретные
предметы или явления. Данным словам дать подробное определение.
-Представьте себя толковым словарём и дайте толкование слова так,
чтобы остальные догадались о каком слове идёт речь.
Детям раздаются индивидуальные карточки со словами, которые им следует
разъяснить:
ПеналНовый год-
СокКнига-
КомпьютерБабушка-
Свадьба-
Лекарство-
игрушка-
Подарок-
Слёзы-
сон-
13. «Загадка, загадка, открой свою тайну…»
летомагазинразочарованиешпаргалка-
Составление загадок (прозаическая форма, основанная на объяснении
смысловой характеристики слова.) Перед началом составления загадок
учитель рассказывает о появлении загадок в литературном творчестве. Для
этого используйте дополнительный материал М. Ю. Новицкой «Введение в
Народоведение».
Основные признаки загадки:
-
-предмет не называется;
обычно называется другой, похожий на него предмет;
показываются основные признаки;
рифма; ( если загадка в стихотворной форме)
Какой вариант будет являться загадкой?
Я бел, как снег,
Белый, сладкий,
В чести у всех,
Все его любят,
И нравлюсь вам,
Но много сахара есть вредно:
Да во вред зубам.
Зубы заболят!
Железное, горячее
Железное, горячее
На столе стоит…
На столе стоит… и всех чаем угостит
14. Загадка в рифмованной форме:
А) метод «договаривания» отгадка содержится в последнем слове
стихотворения.
Учитель – начинает, дети – заканчивают.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…(карандаш)
Он к нам в речку угодилНастоящий…(крокодил)
Руки мыть пошла Людмила,
Дали ей кусочек …(мыла)
Б) смысловая характеристика:
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? …(мышка)
Совместное составление загадки для образца: Возьмите картинку знакомого
детям предмета и попросите описать его внешний вид. Когда небольшой 3-4
предложения текст-описание уже готов, коллективно подберите к ключевым
словам рифму и загадка в стихах готова.
Одуванчик: -похож на шарик, ножка зелёная, от ветра - осыпается,
растёт повсеместно…
Подбор рифмы: шар – прошуршал; на ножке - у дорожки, немножко
Возможный вариант:
На зелёной, тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И растаял этот шар.
В) составление загадок из прилагательных (глаголов):
Лиса - дети перечисляют определения, свойственные характеристике лисы:
Носатая, хвостатая,
Очень вороватая,
Рыжая и злющая,
Красивая, хитрющая.
15. Законы «рифмоплётства»
Познакомьте детей с двумя основными признаками стихосложения:
наличие смысла;
наличие рифмы;
Детям предлагаются примеры, им нужно выбрать те, которые являются
стихотворениями:
А) В лесу было тихо и спокойно ,.
Вся природа уснула до весны.
Снег большими шапками
Свисал с деревьев.
Вот и Новый Год настал,
Всех ребят он здесь собрал:
-Посмотрите, к нам с небес,
Опустились 100 чудес…
Б) подбор рифмы.
?
?
?
нок
?
щи
Восстановить стихотворение, верно выстроить сроки в стихотворении:
Говорила: «Не дерись!…(3)
Утром рано мама-квочка,(1)
Провожала в класс сыночка,(2)
Не дерись, не петушись…(4)
16. Подбор и «перепутывание» стихотворений:
А) дети самостоятельно подбирают стихотворение (~ 4строчки) и
«перепутывают», меняя строчки местами. Затем зачитывают всему классу и
коллективно восстанавливают первоначальный вариант.
Б) задание для детей с высоким уровнем речевой креативности:
Расстановка слов на строке:
Восток , горит, пожар, костёр,
Вокзал, портрет, комар, шофёр,
Шоссе, ворона, хорошо,
Горох, мотор и молоко.
Везёт, везёт подарки,
Плывёт, плывёт кораблик,
Подарки нам с тобой.
Кораблик золотой
17. Сочинение рассказа описательного характера:
Начало даётся всем одинаково:
«Жил – был маленький щенок…»;
«Наконец - то настал мой день рождения…»
Обмен полученными вариантами можно построить так: Дети сидят
«кружком» на стульях или на коврике, поочерёдно рассказывая
получившиеся истории.
Условие: Не повторяться! Для этого - первыми начинают рассказывать
дети с более низким уровнем креативности, последним свой рассказ
предлагает учитель.
18. Сочинение-описание.
Описание картины природы. Лучше это занятие провести в парке, в
лесу … Сочинение проводится в устной форме. Дети, используя
образные выражения, описывают природу, которая их окружает.
Осенний лес
Наряд зимнего леса
Моя комната (если занятие проводится в классе)
Парк, озеро и т.д.
19. Сочинение-восторг
Составление рассказа со множеством эмоциональных окрасок слова.
Впечатление о каком-либо событии, путешествии и т. д.
Первый раз дети оформляют работу письменно.
Предложите оформить это как «Письмо другу»
Самые лучшие летние каникулы
Вот так новогодний подарок!
Радость
20. «Самый важный предмет в жизни»
Форма проведения: «Учёный совет». Работа по обучению умения логически
верно выстраивать свои мысли, убеждать словом, аргументировать…
Все присутствующие «учёные» своё выступление начинают так:
«По моему мнению, самый важный для жизни предмет, это….
Во время активной беседы участников «Учёного совета» обратить
внимание на культуру общения.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения программы «Уроки речевого творчества»
обучающиеся на ступени начального общего образования:
- сформируется комплекс творческих умений:
1. Интеллектуально-познавательные творческие умения:
Информационно-содержательные, включающие умение
получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и
главную мысль в сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения
правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно
и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и
заключительные части.
Умения редактировать текст с целью совершенствования
его содержания, структуры и речевого оформления.
1. Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с
использованием языковых средств, соответствующим целям
высказывания, его типу и стилю.
- Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей
коммуникативной задачи.
- Планирование содержания сообщения.
- Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
- Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также
за пониманием речи партнёра.
3. Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить
чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные
учебные
действия
(личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать
своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и
сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность
как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать
конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям
под руководством учителя; установление причинно-следственных связей,
прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта,
преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих
действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и
проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию,
эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к
восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии.
4. Способы оценки достижения планируемых результатов
внеурочной деятельности
Планируемые результаты служат ориентировочной основой для составления портфолио
обучающегося в целях определения эффективности внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными
людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой
работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
социальные знания о способах познания, о способах самопознания; о способах нахождения
обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных
отношений к к познанию, к родному языку, к литературе, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной совместной
продуктивной деятельности; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт вопыт
самоорганизации.
Формы подведения итогов реализации программы:
Модули
Познавательные
процессы
Форма предъявления
результата
Форма контроля
Инструмент
для оценки
Общественный смотр
достижений
тестирование
Психологические
тесты
Коллективное
творчество
Коллективная
творческая работа
Педагогическое
наблюдение
Карта
наблюдений
Самостоятельная
работа
Публичная презентация конкурс
Критерии
публичного
выступления
Наблюдения
Творческий отчет
Педагогическое
наблюдение
Карта
наблюдений
Учебно-методический комплекс программы (краткий перечень
материалов, методическое обеспечение):
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи
с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет
свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания
младших школьников в целом.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
.1. Иллюстрации к сказкам.
.2. Сюжетные картинки.
.3. Серии картин.
.4. Предметные картинки.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор,
и др.) и средств фиксации
окружающего мира (фото- и видеокамера). Использование разнообразных
средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные
представления об изучаемом.
В ходе изучения курса «уроки речевого творчества» младшие школьники на
доступном для них уровне овладевают методами познания речевого
творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие
для студ. Высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия,
2002, -320 с.
2. Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве»
3 класс
3. Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
4. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для
студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 160 с.
5. Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа,
2000, №12, с. 44-47
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
// Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
7. Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
8. Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому
языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия,
2002. –464с.
9. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности
младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация
«Фёдоров», 1999.
10. Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления
младших школьников средствами работы с малыми литературными
формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
11. Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности
младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
12. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . - Ярославль:
Академия развития. – 1997
13. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. –
Ярославль: Академия развития. –1996.
14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших
школьников. М. : Издательский центр ВЛАДОС. –2001. – 161с.
15. Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.:
Просвещение. – 1989.
для обучающихся
1.Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая
тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая
школа. Юным умникам и умницам).
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
(09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)