Разговоры о важном 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных
основных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участника- ми образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:

в формировании его российской идентичности;

в формировании интереса к познанию;

в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;

в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;

в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;

в развитии у школьников общекультурной компетентности;

в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;

в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента
Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
4. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об

утверждении федеральной
образовательной
программы
начального
общего образования».
8. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
9. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
10. Письмо Министерства просвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7,
8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз
в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т.
д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать
её
не только
на
интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина
или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному
их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной
и
многообразной
деятельностью,
позволяющей
раскрыть
потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача
педагога,
организуя
беседы,
дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное

занятие

проходит

каждый

понедельник.

Оно

начинается

поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая
часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра
видеоматериала,
оценка
которого
является
введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная
часть
строится
как
сочетание
разнообразной
деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского
языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог
успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной
школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых
и эффективных источников энергии на будущее человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей.
Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной
ценности
каждого
человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России
как хранители информации о наших предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в
обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине,
промышленности
и
т.д.
Мировое
признание
достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества
и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ
к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям
в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни
человека.
Ответственность,
забота
и
бережное
отношение к

питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права
и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на
формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться
на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря.
Новогодние
традиции
народов
России.
Подарки,
создание атмосферы
новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и
ее
достижения.
Мировое
признание
советских
и
российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но
и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки
для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с

развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых
ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые
россияне
и
их
наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как
найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему
достижения русской театральной школы широко используются во многих
странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота
о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как
мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее
дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и
трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделят успех и вместе
переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как
песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и
ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям
помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека
и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный
народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
много- конфессиональном
обществе;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию
в
гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к государственным символам России,
государственным праздникам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружаю- щей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях раз- вития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством
познания
мира;
овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности,
установка
на
осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая
семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также
в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды,
открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей,
планировать
своё
развитие;
развитие
умений анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
овладения
познавательными
универсальными
учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать, систематизировать
и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации,
оценивать
надёжность
информации
по
критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать
свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать
и
использовать
преимущества
командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в об- щий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие
решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других,
не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на
основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и
научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения
(просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым); формулирование вопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.

23

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в
них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к
тексту;
развитие
умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях
народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые
нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети
Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории
России, определять современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного
края, истории России и миро- вой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических
явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи
исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с
важнейшими события- ми XX — начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать
собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя
и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в
Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики,
политики
в
сфере культуры и образования, противодействии
коррупции
в
Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские
духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания
для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных

ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
развивать
умения
анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие
умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической
рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека
и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач
своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи
между
изученными
природными,
социальными
и экономическими
явлениями
и
процессами,
реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер
взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях
с точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (7 класс)

1

Зачем человеку учиться?

1

01.09.25

2

Русский язык в эпоху

1

08.09.25

3

Цифровой суверенитет
страны

1

15.09.25

Мирный атом.
День работника атомной
промышленности

1

22.09.25

цифровых технологий

Основное содержание
Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в
ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд,
патриотизм
Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и
письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы,
патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения
в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы
человека
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных
целях на благо человечества. Контроль распространения атомной
энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд

Виды деятельности
учащихся

ЭР

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий

https://разговорыоважном.рф

Темы занятий

Кол-во
часов

4

Дата

№
п/п

Ко Дню музыки о
творчестве

1

29.09.25

6

Ко Дню учителя. Что
такое уважение?

1

06.10.25

7

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

13.10.25

8

О городах России. Ко
Дню народного единства

1

20.09.25

9

Общество безграничных
возможностей

1

10.11.25

Русская культура — признанное мировое достояние человечества.
Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Уважение — это понимание безусловной ценности каждого
человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому
труду, к государству — фундамент гармоничного развития
общества. Правила
общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога
в воспитании личности.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого
общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий

https://разговорыоважном.рф

5

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Эвристическая беседа,
Единство народов, проживающих на территории Российской
просмотр видеофрагментов,
Федерации. Древнейшие города России как хранители
выполнение интерактивных
информации о наших предках и культурного кода страны.
заданий, работа в группах,
Изучение российских городов — изучение страниц истории
выполнение творческих
Отечества. Роль государства в развитии малых городов.
заданий
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России,
гражданственность
Современное общество — совокупность разных людей, отличных Эвристическая беседа,
друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
просмотр видеофрагментов,
уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
выполнение интерактивных
технологий в расширении возможностей участия в общественных заданий, работа в группах,
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого
выполнение творческих
человека — основа гармоничных отношений в обществе.
заданий
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение

Селекция и генетика. К
170-летию И. В.
Мичурина

1

17.11.25

11

Как решать конфликты и
справляться с
трудностями.
День психолога.

1

12

Профессия - жизнь
спасать

1

01.12.25

13

Всемирный день
питомца
Домашние питомцы

1

08.12.25

14

Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

1

15.12.25

15

Ко Дню Конституции.
Закон и справедливость.

1

22.12.25

24.11.25

Генетика и селекция — перспективные области науки, улучшающие
жизнь общества. Уникальные научные достижения российских
ученых прошлого и настоящего в областях медицины, сельского
хозяйства, промышленности. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные
идеалы
Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины
конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к
питомцам и ответственность за их жизнь — качества владельца
домашних животных. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Правила безопасности при общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции
героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть
российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность
и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Конституция Российской Федерации — основной закон страны.
Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов
страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

https://разговорыоважном.рф

10

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь, достоинство,
права и свободы человека
Совесть внутри нас.

1

29.12.25

17

Новогоднее занятие.

1

12.01.26

18

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

1

19.01.26

19

Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее

1

26.01.26

20

Как создавать свой
бизнес?

1

02.02.26

Календарь полезных дел.

Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только для семейного досуга и
отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единств народов России,
взаимопомощь
История развития отечественной мультипликации. Отечественная
школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная
мультипликация, профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, гуманизм
Российские музеи — хранители богатейшего материального и
нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и
объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать
свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только
личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

https://разговорыоважном.рф

16

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
в группах, выполнение творческих
заданий

Есть ли у знания
границы?
День науки

1

09.02.26

22

Слушать, слышать
и договариваться.
Кто такие дипломаты?

1

16.02.26

23

Герой из соседнего
двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества

1

02.03.26

24

День наставника

1

16.03.26

25

Большой. За кулисами.
250 лет Большому театру
и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России

1

23.03.26

26

Как справляться с
волнением?

1

06.04.26

Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых.
Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Дипломатия — важная сфера деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки
для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и
вести конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая память и
преемственность поколений, многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России
живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов России
День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный
труд
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для
этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Волнение как естественное состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о
своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные
привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться? Формирующиеся ценности:
жизнь

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

https://разговорыоважном.рф

21

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

27

Ко Дню космонавтики.
65 лет триумфа

1

13.04.26

28

Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки

1

20.04.26

29

Что значит работать
в команде? Сила
команды. Ко Дню труда

1

27.04.26

30

Ко Дню Победы. Песни
о войне.

1

04.05.26

31

Ценности, которые нас
объединяют

1

18.05.26

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

31

Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая
память
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста количества мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у
себя?
Формирующиеся ценности: созидательный труд
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит
свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение
слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд
Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние
песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая
память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные российские духовнонравственные ценности

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий

ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».