Приложение к ООП НОО 21-25 МБОУ Туроверовская ООШ

Приложение к ООП НОО

Утверждено приказом от 06.08.2021 №76

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ТУРОВЕРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
на 2021-2025 учебный год

х. Туроверов
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………..... 3

1. Особенности организуемого в МБОУ Туроверовская ООШ воспитательного

процесса…………………………………………………………………………………… 4

2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………… 5
3. Виды, формы и содержание деятельности…………………………………………. 8
3.1. Инвариантные модули……………………………………………………………..

8

3.1.1. Модуль «Классное руководство» ……………………………………………… 8
3 .1.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»……………………………………… 10

3.1.3. Модуль «Школьный урок»……………….. ……………………………………… 11

3.1.4. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»…13
3.1.5. Модуль «Самоуправление»…………………………………………………………. 14
3.1.6. Модуль «Профориентация»……………………………………………………....... ..15
3.2. Вариативные модули…………………………………………………………………. ..16

3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»……………………………………...... 16
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»…………………………………… 17
3.2.3. Модуль «Экскурсии, походы» …………………………………………………….. 18

3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»………………………..... 19

3.2.5. Модуль «Профилактическая работа» ……………………………………………….19
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг)…. 20

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Туроверовская основная общеобразовательная школа
(далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ Туроверовсой ООШ.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.

Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
начальной школы личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники
(учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного
образования и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов
образовательной деятельности документ, который дает представление о направлениях и
содержании воспитательной работы в МБОУ Туроверовская ООШ.

В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам
и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к
саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социальнозначимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания МБОУ Туроверовская ООШ содержит четыре
раздела:
3

1.Особенности организуемого в МБОУ Туроверовская ООШ воспитательного
процесса;
2. Цели и задачи воспитания;

3. Виды, формы и содержание деятельности;

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг).
Программа воспитания рассчитана на 4 года.(2021-2025г.г.)

К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.

Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления
обучающихся и их родителей (законных представителей), подлежит размещению на
официальном сайте МБОУ Туроверовская ООШ в сети Интернет.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МБОУ ТУРОВЕРОВСКАЯ

ООШ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МБОУ Туроверовская ООШ - небольшая сельская школа Миллеровского района
Ростовской области, удаленность от районного центра – 5 км. В настоящее время у нас
обучается 87 человека, имеется тенденция к увеличению численности учащихся. В
школу без ограничений принимаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым
школа закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона школы,
принимаются при наличии свободных мест. Анализ социального паспорта показывает,
что в школе есть семьи, которые не могут оказывать необходимое воспитательное
воздействие на ребенка и положительно повлиять на его социальную адаптацию.

Центром культурной жизни муниципального образования является Дом культуры, на
базе которого проводятся мероприятия, функционируют творческие коллективы. В
микрорайоне находится Памятник павшим во время ВОВ односельчанам. Все
мероприятия патриотической направленности проводятся возле этого мемориала.
Кроме ДК и школы на территории поселения культурных и образовательных учреждений
нет. Для получения дополнительного образования приходится выезжать в районный
центр: наши дети занимаются в ДДиЮ, Школе искусств г.Миллерово, в детскоюношеской спортивной школе. МБОУ Туроверовская ООШ в рамках воспитательной
работы сотрудничает с:
- кинотеатром «Октябрь»;

- музеями: Миллеровский краеведческий музей, музеем казачества на базе школы
№2 города Миллерово, музей лицея №7.
- учреждениями дополнительного образования: МБУ ДДиЮ Миллеровского
района», «СЮТ», Эколого биологическим центром, спортивной школой;

В нашей школе есть свои традиции: линейка, посвященная Дню знаний, День
учителя, новогодние утренники, День защитника Отечества, 8 марта, мероприятия ко
Дню Победы, Последний звонок и т.д.
4

В инфраструктуру воспитания МБОУ Туроверовская ООШ входят: учебные
кабинеты, спортивный зал, рекреации, школьная библиотека, спортивная площадка
(волейбольная, баскетбольная площадка, футбольное поле),

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в образовательной
организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е.
в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять большее внимание на разных уровнях общего образования.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода
нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их
станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления
5

ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
знания;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить

жизни;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ

-

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать собственное мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам,
работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять
большое внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут
6

ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;

использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и
реализовывать их воспитательный потенциал;
-

организовывать профориентационную работу с обучающимися;

организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы, каждое из которых
представлено в соответствующем модуле.
7

Инвариантные модули
3.1. 1Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классом:
•

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых

•

организация интересных и полезных для личностного развития ребёнка

делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,

спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми

разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а
с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
•

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного

общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения
к личности ребёнка, поддержки активной позиции каждого ребёнка в беседе,

предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
•

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и

командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,

организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные

внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
•

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям

освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в ОО.
Индивидуальная работа с обучающимися:
•

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через

наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребёнка в мир
8

человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
•

поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем

(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора

профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника,
которую они совместно стараются решить.
•

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на

заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе

индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
•

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями

или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•

регулярные консультации классного руководителя с учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований

педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и обучающимися;
•

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных

•

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих

проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
•

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

9

•
•

•
•

•
•

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах

их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в

регулировании отношений между ними, администрацией ОО и учителямипредметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов,

участвующих в управлении ОО и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.1.2 Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
•

•

•
•

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского
самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
10

политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в
МБОУ Туроверовская ООШ : «Юные инспектора движений», «Мир вокруг нас»
«Умники и умницы», «Доноведение».

художественное творчество: курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовнонравственное развитие.
Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в:
«Волшебный мир оригами»; «Палитра детства», «В гостях у сказки», «Разноцветный
мир».

проблемно-ценностное общение: курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у
них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.

Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в

МБОУ Туроверовская ООШ «Я в мире, мир во мне», «Что такое этикет».

спортивно-оздоровительная деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в
МБОУ Туроверовская ООШ : «Разговор о правильном питани», «Подвижные игры»,
«Азбука безопасности»

игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие
у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в
МБОУ Туроверовская ООШ «Играй, развивайся», «Вместе учимся, играем»,
«Подвижные игры»
3.1.3. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
•

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
11

учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
•

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на

уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
•

использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•

применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
•

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над

их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в

рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
12

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.

3.1.4. Модуль «Работа с родителями

Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

•

Общешкольный родительский совет и управляющий совет школы,

участвующие в управлении ОО и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;

•

родительские встречи, на которых обсуждаются вопросы возрастных

особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
•

Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебновоспитательного процесса в школе;
•

общешкольные родительские собрания и конференции, происходящие в

•

семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные

режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных

работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей.

На индивидуальном уровне:
•

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

•

участие родителей в педагогических консилиумах и Совете профилактики,

конфликтных ситуаций;

собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребёнка;
•

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
13

•

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных

усилий педагогов и родителей.

3.1.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удаётся
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на
время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора)
в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:.

На уровне школы:
•

через деятельность выборного Ученического Совета школы, создаваемого

для учета мнения школьников по вопросам управления ОО и принятия

административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
•

через деятельность работы штабов по направлениям, объединяющего

старост классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
•

через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и

организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
•

через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех

или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся

класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за

различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
14

•

через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,

отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
•

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и

•

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,

анализ общешкольных и внутриклассных дел;

функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.

3.1.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребёнка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:

•

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку

школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

•

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение

кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную

позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;

•

экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о

существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;

•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных

в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
15

мастер - классах, посещение открытых уроков: онлайн-уроки финансовой грамотности
и Всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»;

3.2. Вариативные модули
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных
творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В
этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной
организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:

социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности,
ориентированные на преобразование окружающего социума;
• городские методические площадки для обучающихся и педагогов по
развитию ученического самоуправления;
• дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в
рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы и поселка;
•
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и
др., которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
•

На школьном уровне:

• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела

и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.),
связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами,
как на уровне школы, так и на уровне поселка, региона, России, в которых
участвуют все классы школы;
• торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентичность детей, а так же связанные с героико-патриотическим
воспитанием;
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
16

соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в
общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке
общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных
ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
•
участие в организации и проведении мероприятий и дел,
направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности
выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:

вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор,
организатор, лидер;

•

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через
частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с
другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка,
через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:

• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном

объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
17

органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом;
• развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым
людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений,
помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории (уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и другие;
• клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
• мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности
детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся
в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности
к тому, что происходит в объединении;
• участие
членов
детского
общественного
объединения в
волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения
в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые
часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
3.2.3. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов
и форм деятельности:

•

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,

организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в
музей, развлекательные центры, на предприятие, на природу (проводятся как
18

интерактивные занятия, экскурсии, квесты и мастер-классы с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий);

3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной
организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации
как:

•
оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные
занятия;

•
размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
•

озеленение пришкольной территории;

•

событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных

•
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения классного руководителя со своими детьми;
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);
•

акцентирование внимания школьников посредством элементов

предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.2.5. Модуль «Профилактика»
Характеристика особенностей контингента обучающихся образовательной
организации, особенностей детей группы риска, детей в социально опасном
положении (СОП). Возможности основных направлений образовательной
деятельности в решении задач профилактики.
Организация профилактической работы ведется , педагогом, педагогом –
психологом, заместителем директора по воспитательной работе, а также в рамках
уроков ОБЖ истории, обществознания, права и литературы. Составление плана
19

работы с классными руководителями и обучающимися и родителями, программ
внеурочной деятельности, плана работы социальной службы, психолого –
педагогического сопровождения ( с обучающимися, родителями, педагогами)
календарного плана воспитательной работы: акции, недели и др.
Проведение мероприятий в рамках недель и декад профилактики:
-тематические мероприятия по противодействию ВИЧ – инфекции;
-тематических недель личной безопасности;

-неделя профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках»;
-декада профилактики правонарушений и т.д

Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучения и
адаптации, в социально опасном положении (диагностика психологическая и
педагогическая, социально – педагогическая)
Организация службы медитации – примирения.
Организация индивидуальной профилактической деятельности
(вторичная профилактика) Формы:
Диагностика, консультирование, патронаж, организация
межведомственного взаимодействия) и др.

Воспитание. Создание условий для формирования просоциальной
активности детей и подростков в качестве проективного (защитного) фактора.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ (мониторинг)

1.

«Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы
(организованной рабочей группы педагогов) с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации МБОУ Туроверовская ООШ) внешних
экспертов.
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в
школе, являются:

• принцип гуманистической направленности самоанализа (уважительное отношение
•

•

как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам);
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение не
количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися
и педагогическими работниками);
принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
20

•

№
а
п/
п

воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности);
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся (понимание того, что личностное развитие обучающихся - это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся).
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:

Направление

Критерии

Способ
получения
информации

Ответственны
й

Оценочный
материал

Результаты
воспитания,

Динамика
личностного
развития
обучающихс
я каждого
класса

Педагогичес
кое
наблюдение
(в протокол
МО –
наличие
проблем)

Классные
руководители,
заместитель
директора

Методика
Н.П.
Капустина

Заместитель
директора
Классные
руководители,
Активные
родители

Анкеты
(опросы) для
учащихся и
родителей по

социализации
и
саморазвития
обучающихся

Состояние
совместной
деятельности
обучающихся и
взрослых

Наличие
интересной,
событийно
насыщенной и
личностно
развивающей
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых

Беседы с
обучающимися
и их
родителями,
педагогически
ми
работниками,
лидерами
класса и
школы, (в
протокол МО
или
педсовещания,
педсовета –
результаты
качества

воспитания
по
выбранным
показателям)
21

итогам
проведения
воспитательных
мероприятий

Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:

п/п

№

Показатели

1

Качество
совместной деятельности
классных руководителей
и их классов

Анализ
отзывов
(письменных)

динамики
родителей

динамики
внеурочной
(творческие

Качество
реализации
личностно
развивающего
потенциала
школьных
уроков

Анализ
результатов
деятельности
отчеты)

Анализ
динамики
результатов поведения и
активности учащихся на
уроках, ВШК

2

3

4

Качество
взаимодействия школы и
семей обучающихся

5

Качество
существующего в школе
детского самоуправления

6

Качество
проводимых
общешкольных
ключевых дел

7

8

Качество
организуемой в школе
внеурочной деятельности

Качество
проводимых в школе
экскурсий, походов

Качество
организации предметно-

Метод мониторинга

енный

Ответств

Классны
й руководитель

Заместит
ель директора,
педагог
организатор
Заместит
ель директора

Анализ
динамики
охвата детей/родителей и
результативности
проведенных
совместных
мероприятий

Классны
й руководитель

Анализ
динамики
результатов анкетирования
участников

Заместит
ель директора,
педагог
организатор

Анализ
динамики
продуктивной
активности
обучающихся
в
жизнедеятельности класса
(школы)

Анализ

динамики
охвата
детей
и
результативности
проведенных
экскурсий,
походов
Информация
о
наличии
и
выполнении
22

Классны
й руководитель

Классны
й руководитель

ель

Заместит
директора,

эстетической
школы

9

среды

Качество
воспитательной работы
классных руководителей

паспорта

развития кабинета;

-Информация
о
наличии
функциональных
зон активного и тихого
отдыха
в
свободном
пространстве школы
Динамика
показателей
отчета
классного руководителя по
установленной форме

классные
руководители

Заместит
ель директора,
классные
руководители

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428
146817986133868575831

Владелец

Лаптуров Владимир Иванович

Действителен

С 30.09.2021 по 30.09.2022

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».