ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения
блока
«Финансовая
грамотность»является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Цельюизучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Срок реализации внеурочной деятельности : На основании Календарного учебного
графика МБОУ Туроверовская ООШ, программа будет выполнена за 32часа, 1 час в
неделю в рамках внеурочной деятельности.
Формы и методы внеурочной деятельности:
В процессе обучения школьников используются следующие методы и приемы:
-репродуктивный:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод проблемного изложения;
-частично-поисковый
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения
Способы организации занятий
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и
финансовой грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научнаяграмотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Предмет
изучения
Тема
1
Про
дождевого
червяка
Тип текста. Содержание
научно-познавательного
текста.
2
Кальций
3
Сколько
облако?
4
Хлеб – всему
голова
Главная мысль текста.
Содержание текста.
5
Про мел
Содержание научнопознавательного текста.
Содержание
научнопознавательного текста.
весит
Тип
текста.
Главная
мысль
текста.
Содержание текста
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
– Определять тип текста;
– дополнять предложение словами из текста;
– определять периоды развития дождевого червя на
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящ
живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дожде
– находить предложение, соответствующее рисунку
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на ко
тексте.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют
тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и запис
составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или гл
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответ
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и запис
составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведени
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или гл
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует р
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записы
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их пор
– составлять план текста в виде вопросов;
6
Про мыло
7
История свечи
8
Магнит
Итого по разделу
– составлять вопрос по содержанию текста и запис
составленный вопрос.
Содержание научно– Дополнять предложение;
познавательного текста.
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их пор
– находить в тексте предложение, которое соответст
– находить в тексте предложение по заданному усло
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
Содержание научно– Давать определение слова;
познавательного текста.
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при
свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их пор
– заполнять кластер по рисункам на основе прочита
– называть правила безопасности при использовани
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
Содержание
научно– объяснять значение словосочетания;
познавательного текста
– с помощью текста находить отличия между предм
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
8ч
Блок «Математическая грамотность»
9
Расходы и доходы
бюджета
10
Планируем
семейный бюджет
11
Подсчитываем
семейный доход
12
Пенсии и пособия
Сравнение доходов
расходов. Дефицит
профицит.
и – Определять дефицитный и профицитный бюджет;
и – анализировать данные, представленные на инфогр
основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных ч
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в
– анализировать данные, представленные в табли
семейном бюджете.
данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных
круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на одно
сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решен
Семейный доход в
– Анализировать график и по данным графика запол
таблице, на диаграмме.
– выполнять сложение круглых многозначных чисе
– находить с помощью калькулятора среднее арифм
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе
дополнять недостающие подписи на круговой диагр
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Прожиточный минимум,
– Анализировать данные, представленные в таблице
минимальная пенсия,
– выполнять сложение и вычитание многозначных ч
пособия.
– анализировать данные, представленные в виде гис
13
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог на выигрыш, доход
от выигрыша в лотерею.
14
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные расходы.
15
Расходы на
обязательные
платежи
Обязательные платежи
16
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Экономия семейного
бюджета.
17
Проверь себя
Материал, изученный в
первом полугодии.
Итого по разделу
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за
период;
– заполнять таблицу на основе текстового материал
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нуж
налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выи
лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулято
процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую д
задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять,
семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья отк
непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе
заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения
платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных ч
– Под руководством учителя решать составны
нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со ски
– находить часть от числа.
– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом
– применять полученные знания в повседневной жи
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соо
поставленной учебной задачей.
9ч
Блок «Финансовая грамотность»
18
Что такое
«бюджет»?
Федеральный бюджет,
уровни бюджета,
дефицит, профицит.
19
Семейный бюджет
Семейный бюджет,
доходы и расходы.
20
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата
Понятие заработной
платы, виды зарплаты.
– Понимать и правильно использовать финансо
«бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная си
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюдже
расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргумен
ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письм
заданную тему.
– Понимать и правильно использовать финансо
«заработная плата», «фиксированная зарпла
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде гра
21
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и
социальные
пособия
Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад,
выигрыш
Наследство, вклад,
выигрыш.
23
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов
Классификация расходов
по различным
основаниям.
24
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи
Виды обязательных
платежей.
25
Как сэкономить
семейные деньги?
Экономия семейного
бюджета.
Итого по разделу
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработн
– Понимать и правильно использовать финансовые
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определ
для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане на
– определять, какие пособия относятся к регулярны
эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансо
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «н
«движимое и недвижимое имущество»;
–понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые че
заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша
– понимать, как должен поступить человек, нашедш
– называть предметы, которые человек може
наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансо
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «н
расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «
расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодн
«сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные
– Понимать и правильно использовать финансо
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «на
– объяснять, почему обязательные платежи н
вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид
платежа.
– Понимать и правильно использовать финансо
«экономия семейного бюджета», «продовольстве
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейн
– на доступном для третьеклассника уровне объя
необходимо экономить семейный бюджет.
8ч
Блок «Естественно-научная грамотность»
26
Дождевые черви
Дождевые черви
27
Полезный кальций
Кальций
28
Про облака
Облака
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни ж
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые че
на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодород
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого ч
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходи
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продукта
– дописывать вывод о необходимости кальция для о
– С помощью опыта показывать образование облако
– объяснять, почему облака увеличиваются в размер
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
29
Про хлеби дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
30
Интересное
вещество – мел
Мел.
31
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
Мыло
32
Про свечи
Свеча
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и раз
пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хл
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изд
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние те
процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние саха
брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование уг
при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качеств
от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется п
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очи
масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыл
поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из ж
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается в
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Итого по разделу
Общее количество часов
32