Природа и мы 2 класс

Пояснительная записка
Программа
«Природа и мы» общеинтеллектуального
направления разработана с целью расширения знаний учащихся
начальной школы по окружающему миру (человек, природа,
общество), с учётом специфических и возрастных особенностей
развития детей младшего школьного возраста. На освоение
программы во выделено - 34 часа (1 час в неделю);
Основная цель программы – формирование основ
экологической культуры учащихся начальной школы, их
социального опыта; умения контролировать свое поведение,
поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы:
- расширять и углублять знания об окружающей природе;
- формировать интерес к изучению природы;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и
удивительное;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах;
- формировать представления об охраняемых территориях России и
своего края.
Формирование экологической культуры базируется на идеях
гуманистической педагогики, на новых технологиях развития
экологического
сознания.
Содержание программы носит личностно-ориентированный,
деятельностный
и
развивающий
характер.
Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов,
викторин, коллективных творческих дел. Занятия могут проводиться
не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке.
Таблица 1. Формы организации занятий и примерная тематика.
Формы
организации
занятий и виды
деятельности
игры

беседы

Тематика
«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Дом
экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь
отходов» и др.
«Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть
хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что
и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете» и
др.

тесты,
анкетирование
просмотр
тематических
видеофильмов
экскурсии

практические
занятия

экологические
мероприятия

«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей
леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей
среды», «Дом, в котором я хотел бы жить» и др.
«Первобытные коллекционеры», «Экологические
проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая
природа», «Вода» и др.
«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес кормилец, врачеватель» и др.
«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными
растениями», «Размножение комнатных растений»,
«Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?», «Переработка и повторное использование
бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и
сохранить!» и др.
«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты
Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные
крошки» и др.

конкурсы рисунков,
«Мы-дети природы», «Мой посёлок «Рисуем
плакатов,
впечатления», тематические выставки рисунков на
выпуск газет,
экологическую тему и др.
листовок
решение
«Лесная аптека на службе человека», «Экологические
ситуационных
проблемы», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.
задач
«Экологический
«Лесная сказка», «Встреча на лесной полянке» и др.
театр»
участие в
школьных,
Экологическая акция «Спаси и сохрани» и др.
районных
конкурсах

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты: - принятие обучающимися правил
здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; получение обучающимся опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения
к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты: - овладение начальными
формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого
взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы
«К тайнам живой природы» 2 класс
Введение (1 час).
Природа – наш общий дом. Раскрытые и нераскрытые загадки
живой природы нашей планеты. Знакомство детей с целями и
задачами занятий, правилами поведения при проведении прогулок и
экскурсий. Знакомство с простейшим оборудованием, необходимым
для работы в природе: компас, лупа.
Раздел 1. От динозавров до человека (3 часа).
Эпоха динозавров. Многообразие динозавров. Как возникли и
от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
Раздел 2. Загадки животного мира (15 часов).
Многообразие наземных обитателей. Какие животные первыми
появились на суше?
Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.
Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину?
Многообразие птиц. Синицы - «полезные» или «вредные» птицы?
Домашние животные. Особенности ухода.
Многообразие водных обитателей. Как изучают подводный мир.
Какими были первые рыбы? Тайны подводных «великанов». Киты.
Дельфины. Акулы. История открытия гигантского кальмара.
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй.
Животные-паразиты — кто это? Меры безопасности.
Животные — рекордсмены.
Необычные защитные приспособления животных.
Раздел 3. Что расскажут нам растения (12 часов).
Многообразие растений. Какие растения первыми появились
на суше?
Растения - путешественники.
Что такое насекомоядные растения?
Удивительные комнатные растения. Уход за ними.
Необычные цветы. Цветы в нашей жизни. Особенности цветения
растений.
Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры
борьбы и предосторожности.
Растения-рекордсмены.
Растения и животные — предвестники погоды.
Заключение (3 часа).
Природа – наш дом. Охраняемые территории. Заповедники.
Национальный парк «Смоленское поозерье».

Варианты практического выхода на конец учебного года:
смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических
сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков на тему
«Экология вокруг нас»

Литература для учителя
1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва,
издательство "Ювента", 2005 г.
3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д,
"Панорама", 2006 г.
4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва,
изд-во "Дрофа", 2003г.
5. "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест",
2003 г.
6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н.
Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 331 с.
7. Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва,
издательство «Ювента», 2005 г.
Для учащихся:
1. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2003 г.
2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 2005 г.
3. Тайны живой природы М. Росмэн 2007 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».