Я гражданин России.2 класс

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом начального общего
образования

второго

поколения,

Концепцией

духовно-

образовательной

программы

начального

нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
примерной

основной

общего образования, планируемыми результатами начального
общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей и на основе авторской программы «Я – гражданин России»

(автор:С. В. Сабина), программы факультативного курса «Я гражданин России» (Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко).

Основная цель курса формирование основ патриотизма, а

именно воспитание качеств человека, которые составляют основу
его коммуникативной, гражданской и социальной активности,
уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи:

края.

- изучение природы, истории и культуры Отечества и родного
- воспитание личности гражданина – патриота России,

способного встать на защиту интересов страны;

- воспитание уважения к культурному и историческому

прошлому России, к традициям родного края;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,

край, школу, семью;

- формирование

окружающему миру и
людям;

гуманистического

отношения

к

- формирование

внутренней

постоянном самосовершенствовании.

потребности

личности

в

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по

духовно-нравственному
соответствуют

целям

и

направлению «Я гражданин России»
задачам

основной

образовательной

программы, реализуемой в МОУ «СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г.
Ясногорска Тульской области»
Целью

реализации

основной

образовательной

программы

начального общего образования является обеспечение выполнения
требований Стандарта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение

следующих основных задач:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;

- обеспечение

планируемых

результатов

по

освоению

выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений,
навыков,

компетенций

личностными,

потребностями

семейными,
и

и

компетентностей,

общественными,

возможностями

определяемых

государственными

обучающегося

младшего

школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности,

самобытности, уникальности и неповторимости и т.д.

Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско –

патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную
направленность.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся

начальной

школы.

Программа направлена на системный подход к формированию

гражданской позиции школьника, создание условий для его
самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать
педагогический

потенциал

социального

окружения,

помочь

обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём

вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный
опыт жизнедеятельности.

Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» носит

комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с
такими

учебными

окружающий

мир,

дисциплинами
технология,

физическая культура, музыка.

как:

литературное

изобразительное

чтение,

искусство,

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет

Окружающий мир

Содержание

дисциплины
Что

такое

Семейное
Характер

учебной Содержание

программы курса «Ягражданин России»

семья. История моего имени и

«древо». фамилии.

взаимоотношений

Моя

в (фамильное древо).

семье. Твое участие в Почему
жизни семьи.

родословная
говорят

«Крепка семья – крепка
держава!»?

Семья и ее роль в

жизни.

Семейные

ценности.

Семейные праздники.

Родной край — частица РОДНОЙ КРАЙ – край,
Родины.

Особенности где родился и вырос.

родного

отличающие
других

мест

страны.

его

края, «История

от родного города».

моего

родной Знай и изучай свой
край. Природа родного

Достопримечательности края.
родного края.
Роль

Животные и растения

человека

в

Тульского края.

сохранении природных
объектов.

Правила

поведения в природе.

Охранные мероприятия.

книга. Что угрожает Земле?

Красная

«Черная» книга Земли.

Сохранить Землю.

Красота природы.

человеку.

Леса родного края.

Как

лес

служит
Дары

природы. В чем красота
леса. Тайны леса.

Река как водный поток. О
Использование
человеком.
поведения

Охрана рек.

чем

рек названия

говорят

рек.

Как

Правила река служит человеку.

реках. В чем красота реки и
ее берегов.

Что

такое

Родина.

Почему человек любит
свою

Родину,

как

выражает свою любовь. Я — гражданин России.
Дорогая моя столица.

Флаг и герб России.

Города России. Москва Государственные
Достопримечательности символы

современной

Москвы.

России. Символика в

Санкт-Петербурга.

Государственные

Достопримечательности истории России.
Символы государства.

праздники России.

Путешествие по карте
России. Города России.

Конституция

— От вершины к корням.

главный закон России. Из истории появления
Права детей России.

законов. Путешествие в

граждан России.

Основной закон жизни

Права

и

обязанности страну

Законию.

нашего государства.
Как

устроено

государство, в котором
ты живёшь?

Великая Отечественная Величие
война.

сражения
армии

с

подвига

Главные народа – победителя в

советской В.О. войне.

фашистами. Встречи с участниками

Помощь тыла фронту.

ВОВ

тружениками

Героические страницы тыла.
нашей истории.

Мои родственники в

веках.

Отечественной войны

Подвигу народа жить в годы

Великой

Юные герои Великой
Отечественной войны.
Интернет -путешествия

по городам-героям и
Как

люди

узнают

прошлом.

местам великих битв.

о Как

воскресить

История прошлое. Археология.

страны.

Виртуальная экскурсия
«Что

таит

прошлое?

Знаменитые

археологические
раскопки

в

Великий

России.

Новгород:

«город археологии»

Какие

окружали
старину.

предметы «Как

людей

в предки

жили

Особенности одежда,

крестьянского
Особенности

дома. Экскурсия

одежды традиционной

и разных исторических изба»
Технология

От

замысла

результату.

(жилища,

обычаи)»

в

славян разных сословий культуры
периодов.

наши

к Изготовление

Центр

«Русская

поздравительных

Технологические

открыток

Разнообразные

Исследовательская

операции

для

ветеранов В О войны.

предметы рукотворного работа
мира

(быта

декоративно-

на

и «Творчество

тему

народов

России» (национальные

прикладного

игры,

искусства).

творчество
России,

устное

народов

декоративные

промыслы).

Общее представление о Проект. Каким я хочу
технологическом

видеть наш школьный

процессе.

двор.

Лепка

Трудовая деятельность пластилина.
в

жизни

Основы
Изобразительное
искусство

труда.

человека.

культуры

Развитие

Выставка

дифференцированного
зрения:

наблюдаемого

из

перенос

«Моя школа»

рисунков

в

художественную форму
(изобразительное
искусство

окружающий мир)

и

Овладение

основами Осень в родном городе.

графики.

Передача

языка

живописи

и Конкурс рисунков.

разнообразия и красоты
природы

средствами

живописи,

Изображение

графики.

природного пейзажа
Передача

характерных

пропорций, Конкурс рисунков на
черт тему «Моя семья».

человека

(формы

головы, лица, причёски,

одежды) графическими
средствами.
Сравнение

творческих Экскурсия

манер, «языков» разных краеведческий
художников. Общее и «Творчество
индивидуальное
работе

художников.
Литературное чтение

В.П.

полка»

Катаев.

в художников»

в

музей

местных

разных

«Сын Информационный
проект:

Книги о детях войны. «Непридуманные
Детские
книги.

журналы

К.

Симонов

«Сын артиллериста».
Раздел

и рассказы о войне»

«Произведения Л.

Л. Н. Толстого.

Н.

Толстой

и

Тульский край. «Ясная
Поляна»

Очерки о родине. И. РОДНОЙ КРАЙ – край,

С о к о л о в - М и к и т о в где родился и вырос.
«Родина». Доп. чтение\

М. Шолохов. «Любимая

мать-отчизна».
Понятия:

«очерк»,

«герой очерка», «тема
очерка»

Н. Рубцов «Тихая моя Родина

русских

родина».

в

стихах

Конкурс чтецов.

поэтов.

Литературное чтение

Героическая

песня Герои России (А. В.

Музыка

Дмитрий Пожарский во Дмитрий

Донской,

Понятие о героической Минин,

Дмитрий

«Кузьма

Минин

главе

ополчения». Александр

песне

устного

как

творчества.

и Суворов,

жанре Пожарский)

Кутузов,

Невский,

народного

Героическая

песня

«Суворов приказывает
армии

море».

переплыть

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с
учебной

деятельностью

внеучебной

деятельности,

обеспечивает
что

единство

позволит

учебной

сформировать

и

у

обучающихся патриотические чувства, развить чувство гордости за

свою страну; воспитать личность гражданина – патриота России,
способного встать на защиту интересов страны.

Данная программа представляет собой определенную систему

содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий,
опирается

на

принципы

индивидуализации,

взаимодействия

личности и коллектива, развивающего воспитания и единства
образовательной и воспитательной среды.
Виды деятельности:

игровая, проектная, художественно-творческая, трудовая.
Формы:

Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы,

сообщения,

просмотр

исследовательская

работа,

и

обсуждение

диспут,

групповая

видеоматериалов,
работа,

игры,

конкурсы, викторины, выставки рисунков, экскурсии по памятным
местам, выставки семейного творчества, заочные путешествия.
Наряду

с

традиционными

формами

преподавания

используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;

- психологический тренинг;
- практикум;

- создание проблемных ситуаций;

Место проведения: школа, учреждения дополнительного

образования.
дня.

Время проведения: вторая половина учебного

Место курса в учебном плане.

Программа «Я – гражданин России» предназначена для

обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями
начальных классов, занимающихся вопросами патриотического
воспитания детей в возрасте от 7-10 лет. Данная программа

составлена

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс
— 33 часа в год, 2-4 классы – по 34 часа в год.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Требования к знаниям и умениям, которые должны

приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по

духовно-нравственному

направлению

обучающиеся должны знать:


«я

гражданин

России»

ценностное отношение к России, своему народу, краю,

государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к
природе;


учащиеся имеют знания о значимых страницах истории

страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического

долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции

своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к
ним;



учащиеся обладают начальными представлениями о

правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища,
эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:


адекватно оценивать своё поведение в жизненных



отвечать за свои поступки;

ситуациях;



отстаивать свою нравственную позицию в ситуации



управлять

выбора;

своими

эмоциями,

эффективно

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;


реализации

учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и
гражданской,

патриотической

позиции,

опытом

взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к
жизненным

проблемам

других

людей,

умеют

сочувствовать

человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в
окружающем мире.

Требования к

УУД , которые должен сформировать

обучающийся в процессе внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-

осознание

себя

членом

общества

и

государства

самоопределение своей российской гражданской идентичности,
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре,
-

осознание

своей

этнической

и

культурной

принадлежности в контексте единого и целостного отечества при
всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-

знание

способность к адекватной самооценке с опорой на

основных

моральных

норм,

требующих

для

своего

выполнения развития самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

1. Регулятивные УУД:

- - способность регулировать собственную деятельность (в том

числе учебную, направленную на познание закономерностей
социальной действительности;

- способность регулировать собственную деятельность (в том

числе учебную, направленную на познание закономерностей
социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со

взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс,
школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность использовать источники художественного наследия

в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
2. Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить дополнительную информацию

по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой
жизненный опыт;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для

осознания младшим школьником), необходимым для получения

дальнейшего правового образования. Иметь представление о

понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок,
правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и
Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие,

родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность,
ответственность.

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-

следственные связи в социуме;
-

овладение

основами

правовой

правового и нравственного поведения;

грамотности,

правилами

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и

духовной культуры России.

-устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и

следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах

человека, об обществе и роли человека в нем; овладение базовым
понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим

школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования. Иметь представление о понятиях: равноправие,
хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права
человека,

Конституция,

ребенок,

государство,

гражданство,

социальная защита, родословная, здоровый образ жизни. Знание (на

уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий)

значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество,
гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица,
государство,

государственная

символика,

населяющие Россию (в отдельных примерах).

праздники,

народы,

-

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-

-

овладение основами правовой грамотности, правилами

-

знание

следственные связи в социуме;

правового и нравственного поведения,
(на

уровне

обобщенных

представлений)

поворотных моментов в истории Российского государства и

наиболее значимых событий в истории материальной и духовной
культуры России.
-

умение пользоваться картой (в определении границ

России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране,
столице; называть Основной закон нашей страны; приводить
примеры достопримечательностей родного края;
-

умение рассказывать о важнейших событиях в истории

России; находить на исторической и современной картах России
места исторических событий; приводить примеры исторических и
культурных памятников страны.

Качества личности , которые могут быть развиты у
обучающихся в результате реализации программы:

-

любознательный, интересующийся, активно познающий

мир;

- любящий свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои
поступки перед семьей и школой;
- внимательный к сверстникам;

- коммуникабельный, социально зрелый, активный;
- толерантный, милосердный, сопереживающий;
-доброжелательный,

воспитанный,

интеллектуальный, трудолюбивый,

целеустремленный,

Система контроля и оценки достижения планируемых

результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности

организуется тестирование, которое проводится 1 раз в год в 1-4
классах (май).

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.

Тесты (см. приложение №1)

Формы подведения итогов реализации программы

 Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по

краеведению

 Участие в муниципальных, региональных, всероссийских

конкурсах творческих работ.

 Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест,

музеев.

 Оформление портфолио учащихся

 Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в

научно-практических конференциях.

 Участие в общественно-полезных делах школы, района

3. Учебно-тематический план
2 класс

№

Разделы программы

Количество часов

2.

Моя семья

9

1.
3.
4.
5.

Моя школа

Моя малая родина.
Мое Отечество
Всего часов:

5
9

11
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».