Рабочая программа по внеурочной деятельности Эрудит 3 класс

2

Программа внеурочной деятельности в 3 классе «Эрудит »
на 2025-2026 учебный год
Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной
деятельности в 3классе в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного
образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся
начальной школы.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной,
коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский
язык, литература, окружающий мир.
Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во
внеурочной деятельности. Количество часов за год: 3 класс - 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут.
Результаты освоения программы
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребѐнка и
последовательный перевод еѐ в непосредственный актив, то есть в зону актуального
развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
 Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
 Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять
ими.
 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы еѐ осуществления.
 Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
 Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
 Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения
учебно-познавательных
и
практических
задач.

3

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных ипознавательных задач.
 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать
изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения
к известным понятиям.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
 Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
 Использование приобретѐнных знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных,
качественных и пространственных отношений.
 Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
 Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст
на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме,
распечатывать еѐ на принтере).
Личностные результаты и универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на
позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций
участников, способов взаимодействия; постановка вопросов , инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
4

коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:







сведения из истории славянской письменности;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского
языка;
лексические термины;
художественно-выразительные средства языка;
основные стили и типы речи;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения
фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:





опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
работать со словарем и составлять словарную статью;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных
и коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах: тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания
незнания».
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; (13 балла)
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты; (1-3 балла)
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
(1-3 балла)
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по русскому языку.(1-3 балла)
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
5

Содержание программы внеурочной деятельности «Эрудит».
Основные разделы программы. 3 класс
1. Правила поведения в школе (1 час).
2. Правила дорожного движения (1час).
3. Природа вокруг нас (6часов).
4. Логика, задания на внимание (3часа).
5. Познавательные игры и занятия (7часов).
6. Интеллектуальные игры (5часов).
7. Занимательная математика и геометрия (4часа).
8. Литературные викторины и конкурсы (3часа).
9. Занимательная грамматика (2часа).
10
Проектная деятельность (2часа).
Содержание занятий.
1занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра
«Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику.
2занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная
игра.
3занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению
анаграмм.
4занятие. «Забытая старина, традиции, ремѐсла, мастера». Турнир знатоков.
5занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка.
6занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному
листу.
7занятие. История моей фамилии. Мини-проект.
8занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков.
9занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся».
10занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки.
Литературный кроссворд. Ремонт книг.
11занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по
картинкам к ним
12занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги.
Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним.
13занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов».
Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных
источников, включая интернет-ресурсы.
14занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления
цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и

6

вычислительным действиям.
15занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурахи
телах.
16занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр
презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам.
17занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания
по русскому языку.
18занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация.
19занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям.
20занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о
деньгах из детских литературных произведений.
21занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе
«Окружающий мир».
22занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра.
23занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра.
24занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра.
25занятие. Конкурс «Еѐ величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи,
задачи на логику, внимание.
26занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике.
27занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентацияо
животных морей и океанов.
28занятие. Путешествие в космос. Мини-проект.
29занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и
закрепление знаний о деревьях и кустарниках.
30занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации
по теме. Загадки. Кроссворд по теме.
31занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра.
32занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей.
33занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями.
Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко»
34занятие. Итоговое занятие кружка «Юный эрудит». Диагностика познавательных
процессов младших школьников. Награждение за активное участие в работе кружка, за
участие в интеллектуальных конкурсах.

7

8

Тематическое планирование 3 класс
№

Наименование разделов программы

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

-

1

2

Правила дорожного движения.

1

-

1

3

Природа вокруг нас.

6

0,5

5,5

4

Логика, задания на внимание.

3

-

3

5

Познавательные игры и занятия.

7

-

7

6

Интеллектуальные игры.

5

-

5

7

Занимательная математика и геометрия.

4

0,5

3,5

8

Литературные викторины и конкурсы.

3

-

3

9

Занимательная грамматика.

2

-

2

10

Проектная деятельность

2

-

2

Итого часов:

34

1

33

10

Проектная деятельность

3

-

3

11

Итоговое занятие кружка

1

1

-

34

2

32

Итого часов:

9

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
организация отдыха детей и их оздоровление.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».